Умственная отсталость. Диагностика и дифференциальная диагностика, страница 3

Дебильность (лат.  debilis - слабый,  хилый)  -  легкая степень  олигофрении.  Такие  больные  с детства обнаруживат отставание в развитии, позже начинают ходить, говорить. Фразовая речь формируется к 3-4 годам. Зачастую у них долго отмечаются дефекты артикуляции.  Иногда они поступают в массовую школу, но учатся очень плохо, не могут полноценно осмыслить даже простой материал. Вместе с тем неплохая механическая память,  усидчивость и настойчивые усилия педагогов позволяют некоторым больным усвоить школьную программу  начальных классов, но с обучением в средних классах они несправляются.  Многих приходится оставлять на второй год  в  1-2-  х классах,  поэтому  при дебильности рекомендуется обучение во вспомогательных школах.

Такие лица  способны овладеть тем или иным видом труда, чаще неквалифицированного,  трудовые процессы они  выполняют механически,  зачастую подражательно. Интересы больных узки, сосредоточены главным образом на  удовлетворении  физиологических потребностей, развлечениях, их не занимает жизнь коллектива,  а тем более отвлеченные вопросы, события. Даже при удовлетворительном  навыке  чтения они почти не читают книг, за исключением сказок,  предпочитат посещать кино,  смотреть телевизор.  Выбор фильмов и телепрограмм случайный, в основном это детские и приключенческие ленты.

В отличие  от имбецилов эти больные нередко могут обобщать полученный опыт, делать несложные умозаключения и практические выводы.  В некоторых жизненных ситуациях, используя накопленный опыт,  такие лица проявляют достаточную целенаправленность и активность.  При дебильности преобладает конкретно-образное мышление.

Дебильность, как  и олигофрению в целом,  в зависимости от глубины интеллектуальной недостаточности  принято  делить на глубокую, среднюю - умеренно выраженную и легкую.

Выделяют также, преимущественно за рубежом, пограничную умственную отсталость. В советской психиатрии и дефектологии предпочитат говорить о задержке психического развития,  подчеркивая обратимость, возможность компенсации интеллектуального дефекта в этих случаях [Лебеденская  К.С.,  1980].  Для лиц  с  задержкой  психического развития характерны бедность словарного запаса,  трудность в формировании  своих  мыслей, зачастую  склонность к неправильному,  недисциплинированному поведению в старших классах школы.  При неплоой ручной  умелости такие подростки справляются с учебными заданиями путем механического заучивания.  В отличие от дебилов им  доступно чувство юмора, у них значительно меньшая внушаемость. В формировании пограничной  умственной  отсталости  ведущая  роль принадлежит  неблагоприятным  средовым  факторам.  По данным

В.Х.Абрамович (1980),  40% таких подростков были из неполных семей,  у  25,6%  отмечались  конфликты между родителями,  у

44,1% родители страдали алкоголизмом.

Задержку психического  развития  следует  рассматривать вне рамок олигофрении,  как своеобразный дизонтогенез, имеющий  иные  происхождение  и  исход,чем врожденная умственная отсталость.

О.Е.Фрейеров (1964) указывал, что чем менее глубока дебильность, тем большим числом слов и понятий оперирует больной.  Однако речь может быть резко дефектной и при небольшой дебильности.  Иногда больной многословен,  его речь довольно быстрая,  но  при анализе выявляются бедный словарный запас, многократное повторение одних и те же штампованных фраз.

Изменения критических способностей при дебильности различны.  При легкой дебильности нередко сохраняются достаточная  критическая  оценка несложных ситуаций,  возможных последствий своих поступков, понимание общеприняты норм поведения и требований закона.  Мнестические функции обычно недостаточны,  но возможна хорошая механическая  память:  больные запоминают даты, факты, но использовать эти знания не в состоянии. Внимание у больны также нарушено.