Развитие и современное состояние акушерства и гинекологии, страница 16

Большую роль в организации родовспоможения и развития акушерства сыграл Павел Захарович Кондоиди (1710-1760) – первый организатор российского здравоохранения, управляющий Медицинской Канцелярией, врач  при особе государя. По его представлению последовал указ Сената от 24.10.1754 г. «О порядочном учреждении бабичьего дела в пользу общества», в соответствии с которым в 1757 г. в Москве и Санкт-Петербурге были открыты акушерские школы для подготовки «повивальных бабок».

Петербургские госпитальные школы в 1776 г. получили достойного преподавателя в лице Н.М.Максимовича-Амбодика, который сумел решительно повысить уровень преподавания. Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) ученый-энциклопедист. Его называют «отцом русского акушерства», одним из основоположников педиатрии, фармакогнозии, медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования в России, а тем более подготовка повивальных бабок и акушерских кадров была невозможной.

В 1782 г. Н.М.Максимович стал первым русским профессором «повивального искусства». В 1784-1786 гг. он опубликовал «Искусство повивания, или науку о бабичьем деле», содержавшее подробный разбор различных вопросов, касавшихся акушерства. Обучение Н.М.Максимович-Амбодик проводил на фантоме (с использованием воскового женского таза и деревянной куклы) и у кровати рожениц. Он ввел в практику наложение акушерских щипцов, впервые применив их в Петербурге. Н.М.Максимович-Амбодик положил начало бережному ведению родов, придерживаясь выжидательной тактики первый в России предложил защиту промежности.

В целом, в первое десятилетие деятельности кафедры из-за частой смены профессоров, отсутствия клинической практики, совмещения предметов, нечетких программ преподавание акушерства в академии нельзя признать удовлетворительным. К несомненным достоинствам в этот период следует отнести чтение лекций и ведение занятий на русском языке профессорами  Г.И.Cухаревым и Н.Я.Дъяковым.

Положение начало меняться с 1808 года, когда кафедру «повивального искусства, судебной медицины и медицинской полиции» возглавил професcор Сергей Алексеевич Громов. Он руководил кафедрой 26 лет.      Об интенсивности преподавания в эти годы является тот факт, что за 11 лет (с 1824 по 1835) дипломы на звание акушера получили 45 лиц и 235 – на звание повивальной бабки.

Он был старшим городовым акушером Петербурга, консультантом Обуховской больницы, цензором русских диссертаций по акушерству, редактором «Всеобщего Журнала Врачебной Науки». «Родовспомогательную науку» он представлял как «…часть медицины, объясняющую различные явления и перемены в положении женщины во время беременности, в родах и их последствиях, преподающую правила и способы, в случае неправильности сих явлений и перемен, или уклонения природы от обыкновенного порядка, помогать как самой матери, так и младенцу».

Профессор С.А.Громов впервые в академии начал чтение курса лекций по женским и детским болезням. Возможно, этот опыт преподавания гинекологии и педиатрии явился основанием при реформе академии 1835 г. для учреждения кафедры «акушерства с учением о женских и детских болезнях». Им впервые с 1808 года высказана идея клинического преподавания (осуществлена Хотовицким), предложен проект и план устройства акушерской клиники на 12 коек. Наконец, он по проаву считается основоположником судебной медицины (им написано первое руководство по судебной медицине на русском языке).

В 1835 году издается  новый Устав Академии.

Выделение самостоятельной кафедры (1835 г.) свидетельствовало об окончании архаичного периода, когда акушерство рассматривалось как второстепенная дисциплина. Одновременно изменилось прежнее понимание и трактовка акушерства как ремесла («повивальное искусство», «родовспомогательное искусство»). Право самостоятельной дисциплины в академии получило «учение о женских болезнях» - гинекология. Наконец, самостоятельная кафедра позволяла ее руководителям полностью сосредоточиться на преподавании одной дисциплины и заняться ее научной разработкой.