Развитие и современное состояние акушерства и гинекологии, страница 10

В Европе в средние века науки и медицина были сосредоточены в руках  монахов. Каков был уровень той медицины, можно только судить по тому, что многие женщины попадали на костер только за то, что страдали  выпадением матки, что считалось результатом  плотских отношений с дьяволом. При различных заболеваниях матки к половым органам прикладывались амулеты, благовонные вещества и окуривания, во влагалище вводились куски полотна с заклинаниями. Известный в средние века врач СЕРАПИОН повторял представление Гиппократа, что причина истерии у женщины в том, что матка оставляет свое место и поднимается вверх (suffocatio uterina). Его сторонники зашли еще более далеко –  они полагали, что матка может разгуливать по всему телу, что она животное (animal sperma desiderans). При этом для лечения истерики рекомендовали нюхать жженный волос и чеснок, чтобы матка испугавшись дурного запаха спустилась вниз.

Наиболее выдающимся мыслителем средневековья несомненно был Авиценна (Абу Али ибн Сина, 980-1037), чье влияние на развитие медицины распространилось  на шесть веков, да и сегодня мы нередко вспоминаем его "Канон врачебной науки", где им приводятся операции поворота плода, низведение ножки плода, кранио и эмбриотомия, удаление маточных полипов.  Авиценна  подробно остановился на заболеваниях женской молочной железы. Несомненная заслуга Авиценны состоит в том, что он впервые поставил вопрос об условиях операции, т.е. о возможности произвести её в данный момент. Он создал более 270 произведений, из которых 160 дошло до наших дней. С ХП века труды таджикского ученого стали переводится на европейские языки, а «Канон врачебной науки" издавался более 30 раз.

В эпоху феодализма в христианском мире  арабистами называли последователей арабской медицины. Развитие медицины и, в частности акушерства и гинекологии, резко затормозилось. Утверждалось, что все знания уже преподаны в "священом писании», установилось представление, что врачам-мужчинам низко и даже неприлично заниматься акушерством», гиппократовская медицина и достижения александрийской школы были забыты.  Религия насаждала идеи вроде догма "о непорочном зачатии" и в то же время фанатики внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола. Всякая критика подобных диких взглядов со стороны ученых и врачей вызывала их преследование, пытки инквизиции. В 1552 г. доктор Вейт  был публично сожжен как еретик на центральной площади Гамбурга за то, что стал заниматься родовспоможением. По законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть рожениц происходила по воле бога, в то время как производство аборта - уничтожение внутриутробного плода, обладающего "божественной душой", рассматривалось как убийство. В УП веке решением Константинопольского собора (в 629 году) истребление "неодухотворенного" зародыша каралось ссылкой как женщины сделавшей себе аборт, так и лица, помогавшего ей в этом, а за истребление "одухотворенного" зародыша (более 40 дней беременности) полагалась смертная казнь. Между прочим на Руси в 1649 году (через 1000 лет) уложением царя Алексея Михайловича также была установлена смертная казнь за производство аборта. Кстати, в наши дни католическая церковь рассматривает прерывание беременности как нарушение прав человека в утробе матери, ибо душа у человека появляется, якобы, уже с момента зачатия.

3-й период: от возрождения наук и искусств в Западной Европе до половины 17-го века