Краткое руководство по пользованию системой БиГОР (База и Генератор Образовательных Ресурсов), страница 7

В режиме «Информационная подсистема» выполняется первая стадия синтеза  новых учебных пособий путем формирования предварительного подмножества включаемых в пособие модулей. Отбор модулей возможен либо непосредственно из списка модулей, либо с помощью навигации по семантической сети понятий, включенных в тезаурус.

4.1. Работа со  списком модулей

Для формирования предварительного набора модулей нужно  в списке пакетов (в режиме «Информационная подсистема»)  выбрать основной пакет, из которого будет производиться первоочередной выбор понятий и модулей.

Если выбран пакет «Web-технологии», то появляется окно рис. 34, в котором нажатием кнопки «Типовая последовательность модулей пакета» выполняется переход к списку модулей рис. 35.

Рис. 34.

Для включения в пособие модуля или нескольких модулей одновременно нужно их выделить и нажать на кнопку «Добавить в список отобранных модулей» в меню окна рис. 35 (на рис. 35 выделены модули 2.2-2.7).

Рис. 35.

Аналогично в формируемое пособие включаются модули из других пакетов, если это необходимо.

4.2. Работа с  тезаурусом

Выбор пункта «Открыть файл тезауруса» в окне рис. 34 приводит к появлению окна со списком разделов тезауруса, далее выбор нужного раздела открывает соответствующую страницу тезауруса.

Далее формирование пособия осуществляется путем навигации по семантической сети тезауруса.   Выбор любого элемента тезауруса означает переход в вершину семантической сети, соответствующую выбранному понятию. На экране появляется информация об этой текущей вершине  в виде списков: 1) смежных вершин семантической сети; 2)  модулей, в которых это понятие определено или используется как входное.

Для примера на рис. 36 показана ситуация после входа в вершину «язык онтологий». Смежными вершинами семантической сети, как видно из рис. 36,  являются «онтология» (предшествующая), «OWL» и «семантический Web» (последующие).

Рис. 36.

Пользователь может во втором  списке (в примере рис. 36 в списке указаны модули «Языки онтологий» и «Язык OWL») выбрать модули (выбор знака + слева от названия модуля), которые он хочет включить в формируемое пособие.   Предварительно можно выбором следующего за знаком + пункта получить справку о модуле, а выбором названия модуля – просмотреть текст модуля, т.е. в процессе навигации  для решения вопроса о включении модуля в пособие можно просмотреть определение любого понятия или содержимое модуля.

Далее  выбрав любую смежную вершину, можно перейти в нее, сделав ее текущей, и тем самым продолжить навигацию.

Навигация по семантической сети понятий возможна также (часто и более удобна) после выбора в окне рис. 34 пункта «Алфавитный список понятий». На рис. 37 представлен фрагмент алфавитного списка. Выбор мышкой любого понятия означает вход в семантическую сеть с текущей вершиной, соответствующей выбранному понятию, т.е. продолжение навигации с отбором нужных модулей в формируемое пособие.

Рис. 37

4.3. Работа в режиме «Энциклопедия»

Для работы в режиме «Энциклопедия» нужно обратиться к поисковой подсистеме. Становятся доступными алфавитные списки всех понятий и модулей, входящих в рабочее пространство информационно-образовательной среды БиГОР, а также список имеющихся учебных курсов (рис. 38).

Например, выбор пункта «Алфавитный список всех понятий» приводит к появлению экрана вида рис. 37. Пользователь может видеть термины,  их краткие определения и ссылки на модули, в которых понятия поясняются более подробно. Для синонимов приведены ссылки в то место энциклопедии, где раскрыт основной термин (например, на рис. 37 для синонима AAL дана ссылка на термин «Адаптационный уровень»). Выбор термина приводит к переходу в вершину семантической сети, соответствующей этому термину, а выбор  значка + около имени модуля, в котором термин определен, - к включению этого модуля в компилируемое учебное пособие.

Рис. 38

 4.5. Работа в режиме «Компилирующая подсистема»