Заготовки восстанавливаемых деталей. Очистка заготовок. Виды и характеристика способов создания ремонтных заготовок, страница 4

Операции по определения повреждений следующие: простукивание и наружный осмотр; измерение линейных и угловых размеров; измерение параметров формы и расположения поверхностей; обнаружение поверхностных трещин; определение течей; измерение специальных характеристик.

Простукивание применяют для определения “ослабленных” посадок шеек, шипов, штифтов и заклепок и контроля резьбовых сопряжений с натягом. Резьбы с натягом разбирают только при необходимости.

Обломы и большие наружные трещины выявляют осмотром. Применяют лупы складные ЛП-1, ЛАЗ, ЛПК-471, лупы штативные ЛШ, ЛПШ-25, ЛПШ-462, микроскопы отсчетные МИР-1М и МИР2 и микроскопы бинокулярные типа БМИ.

Измерение размеров, параметров формы и взаимного расположения поверхностей. Линейные размеры элементов деталей измеряют универсальными и специальными средствами измерений. К универсальным инструментам относят штангенциркули, штангензубомеры, штангенглубиномеры, гладкие микрометры, индикаторные нутромеры и скобы. Для повышения производительности измерений широко применяют специальные средства - непроходные неполные предельные калибры.

Диаметры внутренних и наружных цилиндрических поверхностей измеряют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях или в плоскости наибольшего износа. Резьбовые шейки осматривают, а наиболее ответственные из них контролируют резьбовыми калибрами.

Угловые размеры измеряют угломерами с нониусами и тригонометрическими устройствами

Если деталь признают годной по линейным и угловым размерам, то измерения продолжают для выявления годности по параметрам формы и расположения поверхностей.

Отклонение от круглости измеряют кругломерами, от плоскостности - с помощью щупов или оптико-механическими приборами.

Отклонения от взаимного расположения поверхностей измеряют с помощью специальных средств, оснащенных индикаторами часового типа. Большую часть средств создают в собственном вспомогательном производстве.

Обнаружение поверхностных усталостных трещин. Визуально неразличимые трещины в исходных заготовках определяют с помощью магнитных, капиллярных и звуковых способов. Перспективно применение рентгено- и гаммадефектоскопии.

Магнитные способыприменяют для контроля деталей из ферромагнитных материалов. Трещины в материале детали или включения обусловливают иную, чем в основном материале, магнитную проницаемость. Способы основаны на определении в месте расположения повреждения магнитного поля рассеяния. Эти способы надежны и просты, поэтому получили широкое распространение.

Сущность магнитного способа определения повреждений заключается в том, что магнитный поток, встречая на своем пути повреждение с низкой магнитной проницаемостью по сравнению с ферромагнитным материалом, огибает его. Часть магнитного потока выходит за пределы детали, образуя поток рассеяния. Поиск последнего составляет содержание способа.

По принципу определения магнитного потока рассеяния различают магнитопорошковый, магнитографический, феррозондовый и другие способы. Наибольшее распространение получил первый способ.

Магнитопорошковый способ включает следующие операции: подготовку детали к контролю, ее намагничивание, нанесение на проверяемую поверхность магнитного порошка или его взвеси, обнаружение повреждения, очистку и размагничивание детали.

Повреждения обнаруживаются, когда направление магнитного поля перпендикулярно трещине. Простые детали намагничивают в одном направлении, а сложные - в нескольких направлениях. Применяют три способа намагничивания: циркуляционное, полюсное и комбинированное.

Циркуляционное (поперечное) намагничивание производят пропусканием тока под напряжением ~ 12 В через проверяемую деталь (рис. 2.4 а) или через проводник, помещенный в отверстие детали. В этом случае хорошо обнаруживаются продольные трещины.

Полюсное (продольное) намагничивание до напряженности 480 А/см выполняют с помощью электромагнитов или соленоидов (рис. 2.4 б), при этом деталь намагничивают вдоль своего наибольшего размера и на ней обнаруживают поперечные трещины, расположенные под углом 65…90о к продольной оси детали.