Заготовки восстанавливаемых деталей. Очистка заготовок. Виды и характеристика способов создания ремонтных заготовок, страница 31

2.10.2. Механическое закрепление дополнительных ремонтных деталей

Широкое распространение получило закрепление цилиндрических ДРД в виде втулок на шейках валов или в отверстиях корпусов за счет натяга. Шероховатость сопрягаемых поверхностей при этом должна быть не более Ra 1,25...0,32 мкм.

Для надежного соединения ДРД с основной деталью их просверливают, отверстие разворачивают или в нем нарезают резьбу. В отверстие устанавливают штифт или резьбовой стопор.

При восстановлении деталей типа “гильз” используют ленты из стали У8А, У10А, 65Г или 70С2ХА толщиной 0,5 или 0,7 мм шириной 75 или 80 мм. Технологический процесс, например, восстановления гильзы цилиндра включает предварительное растачивание и хонингование зеркала цилиндра, изготовление из ленты пластин-ДРД, сворачивание и запрессовывание последовательно двух ДРД в восстанавливаемую деталь, снятие фаски и хонингование. Однако силы натяга при запрессовывании втулки в отверстие могут вызвать заметное изменение наружных размеров восстанавливаемой детали.

Свертные втулки из низкоуглеродистой конструкционной стали могут быть закреплены в восстанавливаемом отверстии путем их раскатывания. В этом случае свертные втулки изготавливают из отожженной рулонной ленты по толщиной 0,8 мм.

Закрепление ДРД на поверхности шеек силами упругости и упорами не искажает размеры детали и исключает термическое влияние на ее материал. Суть способа заключается в следующем. Из шлифованной и полированной полосы из инструментальной или пружинной стали толщиной 0,4 мм вырубают в штампе заготовку ДРД и пробивают круглые и фигурные отверстия. Круглые отверстия необходимы в будущей детали для прохождения масла, а фигурные – для формирования лепестков. Длина ДРД соответствует длине окружности восстанавливаемой шейки. Затем заготовку ДРД сворачивают в кольцо с использованием специальной оснастки и отгибают лепестки. Диаметр свернутой ленты меньше диаметра восстанавливаемой шейки. На поверхности шейки фрезеруют углубления. ДРД в виде браслета надевают на шейку вала таким образом, чтобы лепестки ДРД вошли во фрезерованные углубления (рис. 2.29). Силы упругости заставляют ДРД копировать форму шейки, а лепестки, взаимодействующие с торцами углубления, фиксируют ДРД от проворачивания. Лента, изготовленная на специализированном заводе, имеет точную равномерную толщину и шероховатость, соответствующую шероховатости обработанной шейки.

Масса материала на шейке вала в 2…5 раз меньшая по сравнению с массой материала, нанесенного другими способами восстановления. Трудоемкость восстановления коленчатого вала установкой свертных лент в три раза меньше, чем с использованием электродуговой наплавки. При очередном ремонте свертные ленты заменяют, при этом шейки вала не шлифуют. Этим способом, например, восстанавливают шейки коленчатых валов из высокопрочного чугуна двигателей ЗМЗ-24 и ЗМЗ-53.

ДРД, имеющие форму дисков или пластин, можно закреплять на основной детали с помощью заклепок или винтов с потайной головкой, при этом толщину диска или пластины следует принимать не менее 4 мм.

2.10.3. Закрепление дополнительных ремонтных деталей сваркой, пайкой и клеем

Наибольшее распространение получил способ закрепления ДРД сваркой. Его часто применяют при ремонте листовых панелей кузовов. Способ применяют также при восстановлении шеек коленчатых валов, канавок поршней, венцов шестерен, стыковых приливов картеров и в других случаях.

ДРД может быть закреплена электрозаклепками.

Однако приварка ДРД оказывает термическое влияние на материал восстанавливаемой детали, что вызывает ее коробление и уменьшение усталостной прочности.

ДРД на шейках валов закрепляют полудой, кристаллизующейся в зоне контакта деталей. На поверхности восстанавливаемой детали можно закрепить стальную ленту пастообразным припоем с приложением импульсов тока.

Сущность клеесварного способа закрепления ДРД заключается в следующем. Поверхность основной детали зачищают металлической щеткой, шлифовальным кругом или другими инструментами. Затем поверхность обезжиривают органическим растворителем и наносят клеевую композицию. После этого устанавливают накладку из стали 20 и ее приваривают контактным способом, формируя соединение.