Репродуктивные методы в начальном обучении, страница 4

На заре своей педагогической деятельности я поступала со слабоуспевающими учащимися, так как многие делают с позиции "мне будет легче оставить его на второй год".

Теперь же никто не сможет меня уговорить в пользу такой меры. Почему? Давайте признаемся честно, что с таким ребенком всегда обращаются, как с второгодником и потому - нерадивым. Поэтому, зачем оставлять без своего присмотра на чужое попечение ни в чем невинного маленького человека?

Но я считаю своим долгом не просто переводить ребенка такого из класса в класс, но самое главное, обязательно, чтобы это была небольшая, но радость познания и значимость собственного я.

Начинаю всегда с разговора с родителями, как помочь этому ученику, как уважать его незначительные успехи, как быть терпеливым. А потом разговор с детьми класса (дети, будьте снисходительны к Вите …).

Работу веду в двух направлениях: подбираю упражнения, игры на развитие памяти, внимания, мыслительной деятельности на уроке и работаю с учащимся индивидуально во внеурочное время.

Вот примеры:

Упражнения для развития зрительной памяти.

Перед ребенком 9 карточек с однозначными числами. Затем я их перемешиваю с картинками второй девятки (двузначные числа). Раскладываю в два ряда по 9. Выбрать первые 9. Назвать их и др.

Использую игровые моменты для активации внимания при выполнении малоинтересных заданий. Например, очень трудно научить таких детей «сливать» слоги. Это делаю на первых уроках. С помощью игры «вдох выдох». Вдох – посмотрели на гласную букву слога, сделаем рот такой формы, какую требует произношение гласных, стоящих после согласных.

Выдох – читаем вслуг. Это упражнение помогает избежать побуквенного чтения, а регулировка дыхания впоследствии помогает детям научиться читать выразительно. Для детей с плохо развитой произвольной памятью стараюсь подобрать «опоры» для лучшего запоминания. Например, при изучении алфавита у таких детей на столе лежит стихотворение Б. Заходерова.

АБВГДЕЖ – прикатили на еже

ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно,…

Если оставляю ребенка после уроков, то стараюсь работать с ним недолго. Объясняю следующим образом: даю задание, если ребенок не выполнил то объясняю еще раз, как надо действовать, потом говорю вслух и одновременно делаю то, что говорю. Ученик все это делает вслед за мной. А потом самостоятельно. Повторяем каждый день это упражнение, пока оно не принесет нам удовлетворения.

С семьи начинается развитие каждого из нас. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями – все это зарождается в дружественной, теплой атмосфере дома.

Я хочу поделиться своим опытом работы с родителями.

Работа учителя с родителями многогранна, а формы ее разнообразны. Еще до начала учебного года я уже знала своих детей, которые придут ко мне в класс (6 человек – дети учителей, работающих или работавших в нашей школе; 11 человек – это дети из семей, которых я хорошо знаю, так как учила их старших детей; 10  человек – это были дети из одной группы д/с. № 154 – контакт с воспитателями, работающими в этой группе и няней).

Итак, дети стали первоклассниками. Наиболее трудным и ответственным для учителя и родителей является первое родительское собрание. К нему я готовила выставку первых ученических работ (гордость нашу !), что вызвало у родителей большой интерес. Они внимательно просматривали тетради всех учеников, сравнивая одну с другой, выделяя самые аккуратные.