Репродуктивные методы в начальном обучении, страница 2

У детей младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра. Игра учит, и воспитывает. Конечно, игру нельзя назвать универсальным методом обучения, она используется в сочетании с другими методами. Вместе с тем в подготовительном, например, классе этот метод является одним из основных на всех уроках, которые я проводила.

Ученики моего класса любят играть с вычислительными машинами. Например, машиной Поста. Вот как осуществлена эта машина прибавление единицы.

Память машины представляет собой ленту, разделенную на клетки. Каждая клетка памяти хранит определенный знак (например, красный круг). Машина в любой момент "смотрит" лишь на одну клетку памяти и может выполнить следующие действия: а) передвинуть свое внимание лишь на одну клетку вправо или влево; б) положить кружок в обозреваемую (в данный момент) клетку, если она пустая; в) вынуть кружок, если она заполнена. Если же машине поступила команда вынуть кружок из пустой клетки или заполнить, если она полная, то машина ломается.

Часто включаю игры при работе над устными упражнениями.

Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда приобретают определенные умения, знания и навыки.

А вот качественных знаний учащихся учитель не сможет достичь без дифференцированного подхода.

Как же делаю это я?

Выше было сказано, что дети быстро овладевают знаниями, если они опираются на ранее изученное или на собственный опыт. Поэтому их обязательно нужно подготовить к изучению нового материала. Но при этом следует помнить, что у детей разные познавательные способности. Начинаю объяснение нового материала с того, что провожу накануне небольшую самостоятельную работу и по ее результатам дифференциальные подготовительные задания соответственно к уровню знаний учащихся: высокий, средний, узкий.

Тема: Нумерация чисел 21 - 100.

Самостоятельная работа накануне:

1)  Подчеркните в числах цифры, которые обозначают десятки одной чертой, а единицы - двумя: 13, 19, 9, 18.

2)  Запиши "соседей" числа 14 и т. д.

Дети, допустившие ошибки в заданиях выполняют упражнения с подсказками:

К I заданию:

У числа 17 1 десяток и 7 единиц.

Сколько десятков и единиц в каждом из чисел:

12 - . десятков . единиц

16 - . десятков . единиц

Ко II заданию:

"Соседями" числа 13 есть числа 12 и 14.

Запиши "соседей" чисел 17 и 15.

Творческая работа над заданиями намного больше приносит пользы, чем просто повторение такого же упражнения еще раз.

Например, если при решении задачи "Гусь весит 3 кг, а утка - на 1 кг легче. Сколько весит утка?" - дети 2 и 3 группы просто самостоятельно решают задачу по действиям, то дети 1 группы получают дополнительные задания следующего вида:

"Изменить одно из чисел условия так, чтобы получить в ответе большее число. Можно ли уменьшить первое число? Можно ли изменить второе число? Как?"

Я никогда не ограничиваю детей, какими - то рамками: вот ты будешь работать в первой группе, а ты во второй. Выбирай сам.

Вот пример. Дети говорю я, сегодня мы будем наслаждаться с вами  красотой стихосложения и хочу, чтобы вы вспомнили случай... Я думаю, что главную мысль стихотворения вы уже определили. И здесь я объясняю, какая группа, чем будет заниматься. Ростислав, решил, что справиться с работой, но сил оказалось маловато (мы с ним потом в ГПД доработали). А я предлагаю вам стихотворение Маши (сильная группа).

Синичка.

Что за птичка - невеличка

Постучала к нам в окошко?

Постучала, попросила:

"Дайте, дети, хлебца крошку!"

А вот еще один пример дифференциального задания. На уроке чтения мы работали над сказкой "Лиса и Волк". Каждая группа выбрала себе задание. Дети 1 группы должны были составить свою собственную сказку, но было поставлено условие: характерные черты повадок лисы не должны измениться.