Репродуктивные методы в начальном обучении, страница 3

Если мы хотим, чтобы каждый из наших воспитанников стал умным, любознательным, сообразительным надо пробуждать и вдохновлять его ум. Делать это нужно, учитывая разный уровень развития ребенка. Работая в школе, более 25 лет, всегда стремилась и стремлюсь использовать на своих уроках какие - то элементы передовых технологий педагогов - новаторов: Ш. Амонашвили, Федецовой, Федоренко и др.

Кто из вас, мои коллеги, не согласиться с высказыванием В. А. Сухомлинского о том, что если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга. Я считаю чтение самым главным уроком начальной школы. Вот уже несколько лет подряд в своей практике применяю на уроках чтения методику профессора А. Т. Федоренко.

Урок чтения начинаю с работы над дикцией. Этому мне помогают скороговорки. Как я это делаю? В прошлом году на открытом уроке по чтению можно было увидеть.

На доске записаны тексты:

В чаше чижи.

В пруду ужи.

Щавель кислый.

Широкое поле.

В первом классе на столах лежит "Литературное чтение" каждый день, на каждом уроке 5 - ти минут чтения.

К концу четвертого года обучения основная масса детей читает 100 - 150 слов в минуту: бегло, сознательно и выразительно.

В настоящий момент за III четверть ученики 1б класса имеют по чтению следующие отметки:

На "5" - 11 человек

На "4" - 13 человек

И на "3" - 3 человека.

Одной из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Читая труд педагога - новатора М. А. Федоцовой, а также наблюдая за работой учителя - методиста СШ №57 Шельмановой В. А. (мне посчастливилось работать с ней в одном кабинете) я видела в их работе определенную систему по развитию устной и письменной речи учащихся. Достоинство этой системы - непрерывность работы по развитию речи от первого класса до четвертого. С годами у меня сложилась своя система работы над этой тематикой.

Какая же работа следует после проверки сочинений? Отбираем лучшие. Отвечаем на вопросы: чем тебе понравилось сочинение товарища? чем оно отличается от твоего? Как бы ты написал его теперь? И позволяю тем, у кого оно не получилось переписать еще раз. Ведь мы учимся. А над флюорографическими ошибками, допущенными в диктантах, изложениях и сочинениях мы работаем так.

Все дети имеют индивидуальные карты (альбомный лист, свернутый пополам) для работы над ошибками. При опросе ученика непременно загляну в карту, предложу из нее несколько слов и тогда только поставлю отметку. Кроме того, на уроке даю задание на две минуты. Если же ребенок неоднократно пишет правильно слова, в которых когда - то допускал ошибки, я позволю ему вычеркнуть их. Мы стремимся, чтобы при переходе в 5 класс карта наша была чистой.

Начальная школа все далее и дальше уходит от традиционной методики математики. Я никогда не ограничиваюсь одним учебником, а стремлюсь использовать методические приемы, из других пособий, выбирая те, что наиболее подходят именно для моих учеников. При рассмотрении темы "Величины" в подготовительном классе я решила ввести элементы развивающего обучения В. В. Давыдова для того, чтобы дети сами не только открытыми величины, но "пережили", "почувствовали" себя математиками - открывателями.

Однако, уважаемые коллеги, учитель, используя в своей практике те или иные методики должен подходить к этому очень осторожно, чтобы не нарушить целостность научно - обоснованной системы.

Если ребенку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего я, начиная работу со слабоуспевающими детьми - это дать возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая "искра Божия".