Тяговые расчеты при проектировании железных дорог: Учебное пособие, страница 19

В том случае, когда скорость в конце предыдущего элемента выше, чем ограничивающая на следующем элементе, или имеет место разное ограничение скорости на смежных элементах (причем, на предыдущем  больше, чем на последующем), необходимо при построении отрезка  между ними воспользоваться диаграммой . Порядок построения для этого случая иллюстрируется на рис. 7.9.

Рис. 7.9. К построению кривой  на участках торможения

Примечание: Т-начало торможения

Как видно из рис. 7.9, кривая на участке торможения строится в обратном порядке, т.е. построение начинается от меньшей скорости к большей. Принцип построения аналогичный принципу построения при подходе поезда к раздельному пункту.

Рассмотрим особенности построения кривой скорости на подходах к раздельному пункту рис. 7.10, на котором необходимо остановиться (режим торможения). Снижение скорости и остановка поезда производится путем применения служебного торможения, т.е. построение кривой  на этом участке производится с помощью диаграммы удельных равнодействующих сил . Построение начинается от  в точке, совпадающей с осью раздельного пункта в сторону увеличения скорости до встречи с кривой , построенной в режиме тяги. На первом этапе строится участок кривой  при торможении от  до  (по заданию ). Для этого последовательно проводятся лучи из точек а, б, в и последующих, расположенных на диаграмме , через точку с ‰, и тогда перпендикуляры к ним дадут участки кривой  в соответствующем интервале изменения скорости.

На рис. 7.10. в качестве примера показаны: луч б-(-8)‰ и перпендикуляр к нему для построения участка кривой  в интервале скорости от 10 до 20 км/ч и луч ж-(+0,9) и перпендикуляр к нему в интервале скорости от 59 до 60 км/ч.

Так же, как и при построении кривой  в режиме тяги, если отрезок в интервале выбранной скорости частично выходит за пределы рассматриваемого уклона, необходимо изменить интервал скорости и провести перпендикуляр к новому отрезку (отрезок 6-7 на рис 7.10). Для следующего элемента интервал скорости получился менее 10 км/ч и средняя скорость составляет 59,5 км/ч.

Рис. 7.10. Построение кривой  с остановкой на раздельном пункте

Обратимся далее к точке 9 – необходимо найти точку Т1 на кривой , построенной для перегона, в которой следует включить тормоза с тем, чтобы на участке до точки 9 снизить скорость до 40 км/ч. Кривую скорости на этом участке, как и обычно в случае торможения, будем строить от точки 9 к точке Т1.

Рассмотрим вариант, когда на ограничение скорости приходится несколько переломов продольного профиля и на одном из элементов установившаяся скорость меньше, чем скорость на ограничении. Пример такого построения приведен на рис. 7.11. Так, например, в точке 1 подходная скорость (равная 60 км/ч) больше установившейся для уклона ‰ (42 км/ч). В этом случае выбирается «обратный» интервал скорости от 60 до 50 км/ч и к отрезку а-10‰ проводится перпендикуляр 1-2 в пределах рассматриваемого интервала скорости. Аналогично строится и отрезок 6-7. Скорость будет уменьшаться до тех пор, пока не достигнет значения установившейся скорости. Далее поезд идет с постоянной скоростью до конца элемента (отрезок 4-5 на рис. 7.11).

Рис. 7.11 К построению кривой  на участках ограничения скорости

7.8  Построение кривой  с помощью треугольника Дегтярева

Кривая  может быть построена лишь при наличии кривой .

Суть способа определения времени хода поезда с помощью треугольника Дегтярева заключается в следующем.

Если в масштабах, принятых для построения кривой, построить равнобедренный треугольник, у которого в основании отложить отрезок, равный 1 км пути (т.е. в принятых масштабах это 2 см), а высоту треугольника принять равной скорости 60 км/ч (в принятых масштабах – 6 см), то любой другой треугольник, подобный данному, но при другой скорости (другой высоте треугольника) будет иметь в основании отрезок, равный пути, пройденному за 1 мин.

Если на чертеже, где построена кривая скорости, наносить один за другим треугольники, подобные базисному, таким образом, чтобы вершины их располагались на кривой, а высота была бы перпендикулярна оси абсцисс, то число оснований разместившихся треугольников покажет нам время хода по участку в минутах (рис. 7.12).