Тяговые расчеты при проектировании железных дорог: Учебное пособие, страница 18

-  пути 1 км – 20 мм;

-  сил 1 кгс/т – 6 мм (уклоны 1‰ – 6 мм), т.е шкала удельных сил и уклонов едина;

-  скорости 1 км/ч – 1 мм.

Пример диаграммы удельных равнодействующих сил приведен на рис. 7.6 .

 

 

 

Рис. 7.6 Диаграммы удельных равнодействующих сил

7.7.3  Построение кривой скорости

Рассмотрим пример построения кривой  способом МПС с помощью линейки и треугольника на участке движения поезда в режиме тяги.

Принцип построения кривой  следующий.

1. Необходимо определить установившуюся скорость, – максимально возможную скорость по тяговой характеристике двигателя при движении поезда на подъем.

На рис. 7.7 приведен пример определения установившейся скорости для некоторых уклонов.

2. Построение кривой  начинается от оси первого раздельного пункта (ст. А) со скорости .

Выбирается интервал скорости, который может быть любым, но не более 10 км/ч.

Если максимальное значение выбранного интервала скорости меньше, чем установившаяся скорость (), то интервал выбирается «возрастающий». Например, на рис. 7.8 первый элемент продольного профиля ‰. Установившаяся скорость, , при ‰ равна 102 км/ч. Выбирается интервал скорости от 0 до 10 км/ч. Интервал возрастающий, т.к.  (т.е.  км/ч).

Рис. 7.7 Определение значения установившейся скорости

3. Для выбранного интервала скорости (от 0 до 10 км/ч) определяем среднее арифметическое значение и находим эту точку на диаграмме . На рис. 7.8 это точка 1. Затем прикладывается линейку таким образом, чтобы она проходила через точку 1 и величину уклона, по которому в данный момент движется поезд (в рассматриваемом примере на рис. 7.8 это ‰). К линейке прикладывается треугольник и проводится перпендикуляр таким образом, чтобы начало его проходило через точку остановки поезда (точка а рис. 7.8 ) (или конец предыдущего элемента кривой ). На рис. 7.8 это отрезок а-б.

Затем выбирается следующий интервал, например от 10 до 20 км/ч. Определяется среднее значение скорости и находится на диаграмме . (на рис. 7.8 это точка 2). Прикладывается линейка таким образом, чтобы она проходила через точку 2 и ‰, т.к. поезд все еще находится на данном элементе продольного профиля. К линейке прикладывается треугольник и проводится перпендикуляр таким образом, чтобы начало его проходило через конец предыдущего элемента кривой  (на рис. 7.8 это точка б). Проводится отрезок б-в. И т.д.

Рис. 7.8 Построение кривой V(S) способом МПС (с неподвижной диаграммой удельных равнодействующих сил)

Скорость будет возрастать до тех пор, пока:

-  не достигнет скорости равномерного движения (т.е. );

-  не достигнет ограничения по скорости.

На рассматриваемом примере поезд разогнался до скорости 40 км/ч в пределах элемента продольного профиля ‰ (точка д на рис. 7.8). Т.к.  км/ч, поезд до конца ограничения движется равномерно со скоростью 40 км/ч (отрезок д-е на рис. 7.8).

Кривая  строится до тех пор, пока не изменится уклон продольного профиля.

Рассмотрим особенности построения кривой на участке е-ж, на котором заканчивается элемент продольного профиля с уклоном 4,4‰. Если принять интервал скорости от 40 до 50 км/ч, то перпендикуляр к отрезку 5-4,4‰ частично выйдет за пределы данного элемента (отрезок е-ж). В подобных случаях нужно выбирать интервал скорости таким образом, чтобы значение верхней границы скорости соответствовало концу данного элемента профиля (точка ж’). Определяется скорость, соответствующая этой точке и изменяется скоростной интервал (т.е. от 40 до 47км/ч). Определяется средняя скорость  и проводится другой отрезок (перпендикуляр к отрезку 5а-4,4‰ (на рис. 7.8 отрезок е-ж’)).

Далее п.п. 1- 3 повторяются, но для уклона и т.д.

Если скорость на подходе к очередному элементу больше, чем установившаяся (), то интервал выбирается «убывающий», т.е. от большего значения к меньшему. В рассматриваемом примере (рис. 7.8)  в точке и скорость  63 км/ч, что больше, чем  24 км/ч для уклона ‰. В таком случае выбирается интервал скорости от 63 км/ч до 53 км/ч и строится перпендикуляр к отрезку 6-12‰ (отрезок и-к). Если отрезок частично выходит за пределы элемента с данным уклоном, то процедура повторяется аналогично отрезку е-ж’ (см. далее).