Правовое и организационное обеспечение психосоциальной помощи семьям и детям, страница 8

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что психологическое состояние ребенка, зависит от контакта с матерью, психологического комфорта в семье на столько, же насколько и его физическое состояние.

Согласно Н.А. Рыбаковой психосоциальная работа с молодой семьей ставит перед собой следующие задачи:

1. воспитание чувства родительской ответственности;

2. формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом;

3. повышение психолого-педагогической компетентности: ознакомление с информацией о развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца; приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста;

4. приобретение навыков саморегуляции,

5. диагностика готовности к материнству и родам [27]

Таким образом, для реализации цели, заключающейся в помощи молодой семье, и в частности матери и ребенку необходимо настроить родителей (будущих родителей) к ответственности за ребенка, сформировать навыки оказания поддержки в семье, регуляция отношений как внутри семьи, так и с социумом. Необходимо также проводить ознакомительные беседы, по поводу значения родов для ребенка и родителей, получение опыта в вопросах развития и обучения ребенка. Приобретение навыков саморегуляции – это овладение техниками произвольного регулирования функционального состояния организма, а также душевного состояния личности. Готовность к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследований отношения к изменениям, происходящим в период беременности.

Организацией психосоциальной работы на практике занимается специалист по социальной работе, который устанавливает, какая модель командной работы будет основной. Существуют  мультидисциплинарные и междисциплинарные команды. По мнению Ф.Б. Фирсова мультидисциплинарная команда – это небольшая группа профессионалов с комплиментарными навыками, объединенная общей целью, общим подходом и взаимной ответственностью для реализации общих задач.[28] Однако, несмотря на общую цель, планы и знания членов такой команды не должны дополнять друг друга, эксперты являются независимыми, каждый в своей области. Такие пробелы объясняются тем, что эта модель является первой ступенью в развитии командной социальной работы.

Междисциплинарная команда является моделью более обработанной, поскольку взаимодействие специалистов более тесное и более продолжительное. Встречи с такой командой проходят регулярно, что позволяет сделать план более эффективным.

На встречах клиента или членов его семьи с командой, или определенными специалистами, происходит обсуждение каких-либо жизненных ситуаций. Консультации, которые даются клиенту, основаны на принципах сотрудничества, а именно все этапы работы обсуждаются с клиентом и основаны на контракте (контракт определяет услуги и их условия, а также условия отказа). Наличие большого круга специалистов в разных областях дает возможность предлагать большое количество услуг, более того, команда может взаимодействовать с другими службами и передавать им роль лидера в оказании услуг.

На основании вышесказанного следует, что семья, как самая распространенная социальная группа, нуждается в психологической и социальной помощи, даже тогда, когда в семье нет конфликтов и семья не находится в трудной жизненной ситуации. Связано это, например, с тем, что молодая семья или семья, ждущая ребенка не всегда психологически готова к рождению ребенка, не имеет достаточного опыта в воспитании, что может сказаться на его психологическом здоровье. Таким образом, необходимо проводить психосоциальную работу с молодыми родителями и беременными женщинами, с целью подготовки их к рождению ребенка, для этого и создаются команды специалистов, которые проводят различные беседы и тренинги.