Правовое и организационное обеспечение психосоциальной помощи семьям и детям, страница 5

По мнению В.И. Зацепина, общение является предпосылкой интеллекта, воли, эрудиции и эмоциональной культуры, воспитанности и тактичности[16]. Таким образом, не стоит забывать, что посредством именно коммуникативной функции семьи происходит реализация важных функций: воспитания, психологического равновесия в семье также реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи, поэтому она очень важна.

Также  В.И. Зацепин полагает, что интонации  играют большую роль в общении, так приказная интонация порождают в семье отношения соперничества и борьбы. Безразличие и равнодушие, неуважение разрушают общение. Наиболее же благоприятная форма интонации и общения это просьбы, советы, взаимные вопросы, спокойные сообщения, именно такое общение создает благоприятную психологическую обстановку в семье[17]. То есть в семье необходимо спокойное более интимное общение, чем при общении вне семьи.

В молодых семьях общение более интенсивно, молодые пары стремятся все свое свободное время проводить вместе, в общении. Это обусловлено тем, что молодые пары много говорят о чувствах, эмоциях, в их общении огромную роль играют  интонации, взгляды, мимика, жестикуляции, другими словами – невербальный компонент общения. В молодых семьях с детьми, очень важно и общение с ними, так как недостаток эмоционального общения развиваются медленнее, у них недостает положительных эмоций.

Общение вне семьи тоже важно для каждого человека, мы общаемся со своими друзьями и знакомыми, сотрудниками, а иногда и с не знакомыми нам людьми. Но общение внутри семьи совсем иное – интимное, так как в семье человека воспринимают более уважительно, более уважительно относятся и к проблемам этого человека. Интимное общение удовлетворяет потребность в понимании и сочувствии, в поддержке и взаимопонимании.

По мнению В.И. Зацепина, в интимном общении внутри семьи, не всегда супруги откровенны друг с другом до конца, это вызвано несколькими причинами, например, супруг (супруга) боится открыть свои потаенные черты характера, существует боязнь «серьезных упреков»[18]. Иными словами, между супругами не всегда существует интимная связь во всем смысле этого слова, иногда супруги не раскрепощаются  до конца из-за личных психологических установок, а иногда боязнь потерять индивидуальность.

Также В.И. Зацепин полагает, что семья может реализовывать свои функции, главным образом коммуникативную, лишь при наличии определенного уровня развития способности адекватно эмоционально откликаться на переживания, состояние человека. Различают два вида этой особенности – сопереживание и сочувствие[19]. Таким образом, в семье очень важную роль играет сопереживание, заключающее в себе переживание тех же чувств, что и другой человек (супруг), и сочувствие, означающее переживание чувств другого, того на кого направлено внимание.

Положение же престарелых членов семьи, по мнению В.И. Зацепина, является трагичным. Он считает, что дедушки и бабушки  по мере их отрыва от работы стараются больше помогать семье своих детей и воспитывать внуков, но мнение их далеко не всегда принимается молодой семьей, так как их взгляды и опыт уже устарели.[20] Иными словами старшее поколение в семье не всегда играет важную роль, так как их опыт не может быть применен к быстро изменяющимся условиям, поэтому зачастую более молодая и развивающаяся семья игнорируют советы старших, либо не посвящают их в дела семьи. По этой причине у престарелых членов семьи формируется сознание своей ненужности и растущее одиночество.

По этой причине, по мнению автора, следует больше внимания уделять общению не только между супругами, но и между молодыми и старшими поколениями этой семьи. Ведь общение это залог взаимопонимания внутри семьи, а оно необходимо не только молодой паре, но и старшему поколению.