Правовое и организационное обеспечение психосоциальной помощи семьям и детям, страница 10

Пятая стадия: установление целей. М.В. Фирсов считает, что на этой стадии социальный работник и клиент взаимно согласовывают определение цели, которую нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, вовлеченные в достижение цели.[33] Таким образом, пятая стадия индивидуальной социальной работы заключается в совместной работой клиента и социального работника над формулированием цели и задач, реализуя которые можно решить проблему.

Шестая стадия: развитие плана интервенций. На данной стадии социальный работник подбирает технику воздействия на клиента – семья, группа или среда, но применяются также и комплексные подходы к решению проблемы. То есть психолог воздействует через несколько техник одновременно.

Седьмая стадия: контракт. После утверждения плана между клиентом и социальным работником, заключается контракт. Исходя из Постановления Правительства «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» п. 7 договор заключается только на предоставление платных услуг.[34] Исходя из этого психосоциальная помощь является платной, не зависимо от того кому она предоставляется.

Стадия восьмая: подготовка к интервенции. На этой стадии обсуждается программа работы и корректируется система действий. На данном этапе техники, выбранные на шестой стадии, начинают взаимодействовать с клиентом. Также социальному работнику необходимо подбадривать и поддерживать клиента, для эффективного изменения взглядов клиента.

Девятая стадия: осуществление интервенций. Б.Ю. Шапиро выделяет следующие направления в интервенциях: интеракциональный, поведенческий, когнитивный, гуманистический.[35] Рассмотрим эти направления поподробнее: поведенческий подход – направлен на коррекцию и поддержание необходимого поведения, закрепляется оно с помощью похвалы, награды. Также коррекция поведения производится за счет репетиций поведения в различных ситуациях, с помощью анализа возникающих проблем; обучение поведению через технику игры, решения домашних задач.

Интеракциональный подход – это подход ориентированный на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий; поведение является не функцией внутренних побуждений индивида, а функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений.

Когнитивный подход, используется тогда, когда социальный работник понимает, что изменения произойдут, если изменения произойдут в познавательных процессах клиента. Сюда входят: изменения неправильных представлений и нереалистических ожиданий и работа над увеличением самообладания.

Гуманистический подход – это подход, в котором проводится анализ высших ценностей клиента, а именно любовь, творчество, межличностное общение.

Десятая стадия: оценка барьеров. Такие барьеры могут возникнуть по различным причинам, так, по мнению Б.Ю. Шапиро такими причинами могут стать внутренние конфликты клиента, отсутствие навыков взаимодействия, давление окружающей среды, проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом.[36] Отсюда следует, что барьеры между социальным работником и клиентом могут возникнуть в структуре взаимодействия вследствие различной культурной идентификации и социализации, а также различный уровень образования клиента и социального работника.

В такие барьеры необходимо включить также взаимоотношения внутри семьи клиента, ведь в семье могут происходить конфликты по поводу, например, кризисов в семейной жизни.