Стратегический менеджмент. Конспект лекций, страница 6

Ø  этические стандарты и постулаты веры

Три уровня изучения организационной культуры

(по Э. Шайну)

 


09.10.99

Типы организационных культур.

Классификация по Аккофу:


Модель воспроизводства организационной культуры (по В. Сате)


Все блоки являются точками воздействия в процессе управления организацией.

Стратегии использования человеческого потенциала

Взаимодействие человека и организации:


Взгляд организации на человека:

В двух моделях роль человека сильно различается. Стратегическое управление стремится рассмотреть человека, как основу организации


. Это позволяет приблизить систему целей администрации и разумному компромиссу.

Ожидания индивидуума и организации:

Ожидания и представления индивида об организации и его месте в ней:

1.  Место в организации

2.  Выполняемая работа

3.  Желаемое вознаграждение

Ожидания организации в отношении индивида и его места и роли в ней:

1.  Квалификационные и личностные характеристики для выполнения роли

2.  Требуемый результата работы

3.  Возможное вознаграждение

Этапы вхождения человека в организацию:

1.  Процесс обучения («учат миссию»)

2.  Влияние организации на процесс вхождения.

·  Удержание и адаптация

3.  Развитие чувства ответственности перед организацией

4.  Завершение процесса включения нового человека в организацию

5.  Усвоение норм и ценностей

Существует четыре типа адаптации:

1.  Отрицание любых норм и ценностей (анархисты)

2.  Конформизм

3.  Микрия («у хамелеонов»)

4.  Адаптивный индивидуализм

16.10.99

Два подхода взаимодействия человека и организации.

Схема 1.

 


Схема 2

Личностные основы поведения человека в организации

Роль человека исполняется им в соответствии с его критериальной системой и восприятием мира.

Организация стремится к стандартизации ролей, однако личность выполняет роли исходя из собственного восприятия и своей критериальной базы.

Восприятие - процесс получения информации из окружающей среды и ее обработка.

Факторы, влияющие на восприятие:

1.  Быстрее воспринимаются знакомые сигналы.

2.  Быстрее воспринимаются сигналы, по отношению к которым есть сильное чувство (страх и т.д.).

3.  Интерпретация сигналов происходит в зависимости от предшествующих событий и состояний (потребности, ожидания) в отношении данного сигнала.

4.  Другие психологические аспекты (звуки, цвета).

Внешние факторы, учитываемые в процессе восприятия:

1.  Интенсивность (светлое и громкое - быстрее).

2.  Подвижность (движущееся - быстрее).

3.  Размер (большее - проще).

4.  Состояние окружения (фон)

Ошибки (при восприятии):

-  Стереотипизация.

-  Проекция - перенос собственного восприятия на других людей.

-  Перенос оценок.

-  Первое впечатление.

Критериальная база:

1).Расположение личности априорное (заранее) отношение человека к группе людей, явлению, объекту и т. д., определяющее положительную или отрицательную реакцию.

Учитывается три типа расположения:

-  Увлеченность работой.

-  Удовлетворенность работой.

-  Приверженность организации.

2).Ценности.

набор стандартов, которым человек в своей жизни; в организации по отношению к целям и средствам.

3).Верования.

устоявшиеся представления

4).Принципы - форма проявления ценностей.

5).Индивидуальность (личные особенности)

21.10.99

Адаптация и изменение подведения человека в организации. Концепция научения поведению.

Для закрепления поведения нужна система стимулов. Однако необходимо предусмотреть возможность изменения поведения. Изменяем поведения. Изменяем орг. структуру. Существует несколько основных типов поведения личности в организации.

Личность разделяет ценности.

Отношение к ценностям организации

Преданный, дисциплинированный сотрудник      1

«оригиналы»                         3

Приспособленцы (имитаторы)                                2

«бунтарь»                              4

      Не разделяет предмет                                                                                       не приемлет