Различные способы обоснования истинности предложений в начальном обучении математике, страница 2

Значит, что можно сказать о значениях этихвыражений? (Они равны.)

На доске записывается математическое предложение: (4+2)*3 = 4*3+2*3.

Абстрагируясь от его конкретного содер­жания и анализируя только полученную за­пись, учащиеся под руководством учителя формулируют обобщенный вывод: «Сумму умножить на число можно двумя способами. Можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные произведения сложить. Можно найти значение суммы и умножить ее на число>.

Для получения этого заключения нет не­обходимости прибегать к вычислениям: (4+2)*3 = 6*3=18 и 4*3+2*3=12+6=18 и сравнению полученных результатов. Истин­ность предложения (4+2)*3=4*3+2*3 сле­дует из сопоставления его конкретного со­держания с реальной моделью этого пред­ложения  —  множеством кругов   (рис.  2).

Эксперимент как способ предматематического доказательства стимулирует движение мыс­ли от конкретного к абстрактному, от единично­го к общему, а потому его применение в на­чальном обучении математике не только при­водит учащихся к открытию новых знаний, но и способствует развитию у них абстракт­ного мышления.

2. Неполный индуктивный вывод. Необходимое условие применения этого спо­соба умозаключения — накопление знаний о возможно большем числе однородных, еди­ничных фактов, в которых учащиеся с по­мощью   анализа,  сравнения,  синтеза  находят общее и существенное и приходят таким об­разом к обобщенным теоретическим значени­ям. Следовательно, индуктивное мышление характеризуется движением мысли от единич­ного, частного к общему.

Способом неполного индуктивного вывода доказывается, например,, правило 0 • а=0. Вы­числяя путем перехода к сложению произве­дения 0*2, 0*6, 0•5, учащиеся подмечают в этих примерах существенные черты сходства:

1)  во  всех    примерах первый    множитель 0;

2)  все  произведения  также   равны 0.   Синтез общего  и  существенного  в   решенных   приме­рах приводит к обобщению: «При умножении нуля на любое число получается  нуль».

В начальном обучении математике непол­ный индуктивный вывод тесно связан с экспе­риментом.

Для примера приведем фрагмент урока по теме «Вычитание числа из суммы» (учитель Г.  П. Волкова,  школа  № 10    г.  Бреста).

На доске    записано выражение    (5+4)—2.

Прочитайте выражение. (Из суммы чисел 5 и 4 вычесть число 2.)

Как можно найти результат? (Сначала вы­числим сумму: 5+4=9, а потом из нее выч­тем 2-9—2=7).

Способ вычисления учитель записывает на доске: (5+4)—2=9—2 = 7.

Сегодня мы научимся решать такие приме­ры другими способами. Составьте по выра­жению (5+4)—2 задачу о яблоках.

Одну из составленных задач: «В вазе ле­жало 5 красных яблок и 4 зеленых яблока. 2 яблока девочка съела. Сколько яблок ос­талось в вазе?» — учитель предлагает классу решить разными способами.

Как мы рассуждали, если эту задачу ре­шили так, как записано на доске? (Сначала мы узнали, сколько всего яблок лежало в вазе, а потом нашли, сколько яблок осталось. В вазе осталось 7 яблок.)

Для нахождения Других способов решения задачи учитель предлагает учащимся прак­тическую работу с красными и зелеными кру­гами,   условно   изображающими  яблоки.

Как мы будем решать задачу, если девоч­ка выбрала 2 красных яблока? (Из 5 крас­ных яблок вычтем 2 и узнаем, сколько крас­ных яблок осталось в вазе, а потом при­бавим 4 зеленых яблока.)

Предложенный способ решения записыва­ется на доске: (5+4)—2= (5—2)+4=3+4=7.

Изменится ли решение задачи, если девочка возьмет 2 зеленых яблока? (Если девочка возьмет 2 зеленых яблока, то мы сначала узнаем, сколько зеленых    яблок осталось    в вазе. Для этого из 4 вычтем 2, а потом при­бавим остаток к 5 и ответим на вопрос за­дачи.)

Новый способ решения также записывает­ся на доске: (5+4)—2=5+(4—2) =5+2=7.

Сопоставление полученных на доске запи­сей приводит к выводу, что число из суммы можно вычитать тремя различными спосо­бами.

Сделанный вывод еще не имеет доказатель­ной силы. Одного наблюдения для этого не­достаточно. Чтобы стать убедительным, вы­вод должен подтвердиться в целом ряде од­нородных случаев. Поэтому на данном уроке аналогично была проведена работа по системе сюжетных картинок из учебника. Затем наблюдения были продолжены при решении соответствующих примеров тремя способами, только после этого был сделан индуктивный вывод.

Специфической особенностью неполного ин­дуктивного вывода является то, что нельзя исчерпать все частные случаи, а потому всег­да остается сомнение в истинности тезиса. По этой причине умозаключение, достроен­ное с помощью неполной индукции, не отно­сится к способам математического доказа­тельства. Но в начальной математике мы за­страхованы от ошибок, к которым оно мо­жет привести, поскольку заранее знаем, что открываемые учащимися законы, свойства, правила достоверны (они уже получили свои строгие доказательства в математике). Поэто­му неполный индуктивный вывод мы и отно­сим к способам предматиматического доказа­тельства (но не логического!).

С методической точки зрения этот способ имеет целый ряд достоинств: это и развитие логических операций (анализ, синтез, обобщение), и принципы и доступности в обучении, и связанная с ни­ми познавательная активность учащихся, и радость открытия, и знакомство с широко ис­пользуемым в науке исследовательским методом.

3. Измерение. Сущность этого способа предматематического доказательства состоит в сопоставлении истинности высказываемых суждений с данными, полученными в резуль­тате измерения.

Например, наблюдение различных по цвету, форме, расположению на плоскости прямо­угольников приводит учащихся к предполо­жению, что противоположные стороны любого прямоугольника равны. Это суждение тре­бует обоснования, которое и выполняется пу­тем измерения длин соответствующих сторон и применения неполного индуктивного выво­да.

Логически достоверным способом доказа­тельства измерение не является, ибо его ре­зультаты зависят от точности инструментов, от навыков владения ими и потому всегда приближенны.

4. Вывод по аналогии. В умозаклю­чении по аналогии мысль движется от еди­ничного к единичному, в результате чего осу­ществляется перенос знаний с изученного объ­екта на другой, менее изученный объект. Ос­новой для переноса служат глубокие и раз­носторонние знания признаков сходства и различия этих объектов.