Различные способы обоснования истинности предложений в начальном обучении математике

Страницы работы

Содержание работы

В. Н. МЕДВЕДСКАЯ.Различные способы обоснования истинности предложений в начальном обучении математике//Начальная школа, 1983. - №2. – С.26-31.

Развивающее   обучение  предполагает  систе­матическое   и   целенаправленное   руководство, интеллектуальным  ростом  учащихся  и  воору­жение их в процессе учения приемами и методами познавательной деятельности.  Одним  из  средств решения  поставленных задач являются доказательства.

Впервые с математическим доказательством учащиеся встречаются в курсе геометрии VI класса. Сложность мыслительной деятельности по доказыванию требует заблаговременной, длительной подготовки. Пропедевтиче­ская работа в этом направлении может быть  начата в курсе математики начальной школы. Объяснительная записка к программе этого курса ориентирует учителей на необходимость  полного использования всех заложенных в нем предпосылок для формирования у детей таких приемов умственной деятельности, как сравнение, моделирование, получение выводов доказательства включаются в систему методов путем наблюдений и логических рассуждений

Для планомерного управления формированием доказывающего мышления у младших школьников учителю необходимо иметь четкие представления о сущности доказательства, о возможностях его применения в начальном обучении математике, о значении такой работы в целях подготовки учащихся к изу­чению математики в средней школе.

Под доказательством в логике понимают логическую операцию по обоснованию истин­ности одного суждения с помощью других ис­тинных суждений. Поэтому традиционным яв­ляется деление доказательства на три струк­турные части: 1) доказываемое суждение (те­зис); 2) основание доказательства (достовер­ные суждения, из которых следует тезис); 3) способ   доказательства   (демонстрация).

В математических доказательствах основа­ниями для тезиса могут быть только опреде­ления, аксиомы или ранее доказанные теоре­мы. Основной способ таких доказательств — дедуктивный вывод. В начальной же матема­тике, как известно, нет ни аксиом, ни тео­рем, да и определений немного. Значит, ос­нования для установления истинности высказываемых суждений здесь должны быть ины­ми.

Отбор таких оснований определяется осо­бенностями восприятия младших школьников, уровнем их знаний, а также степенью сформированности тех или иных мыслительных операций Наглядный, конкретный характер мышления детей 7—10 лет, ограниченность их знаний ориентируют на использование в ка­честве критериев истины опыта, наблюдений, измерений, практики. По мере увеличения объема знаний основаниями доказательства могут служить результаты вычислений, ранее выведенные правила, свойства арифметиче­ских действий.

Анализ учебников математики для I— III классов, соответствующей им методиче­ской литературы и наблюдения уроков по­зволяют выделить следующие способы o6основания истинности предложений, используемых в начальном обучении математике: экспери­мент, неполный индуктивный вывод, измере­ние, умозаключение по аналогии, дедуктивный вывод, вычисление. Назовем их способами предматематического доказательст­ва.  Приставка пред указывает на отличие такого доказательства от математического и на его роль в предварительной, предшествую­щей подготовке младших школьников к проведению строгих логических доказательств. Все названные способы предматематического доказательства приемов, позволяющих полнее реализовать   заложенные  в   программе   возможности интеллектуального развития учащихся. Рас­смотрим каждый из них в отдельности.

1. Эксперимент — самый распростра­ненный в начальной математике способ полу­чения новых знаний, истинность которых ус­танавливается путем сопоставления их с действительностью, с результатами непосредственного чувствительного восприятия.

Экспериментально[1] доказываются предложе­ния вида 2<3 на первых уроках по изуче­нию   нумерации   чисел   первого   десятка,   ряд свойств арифметических действий, некоторые вычислительные приемы, суждения о выборе арифметического действия для решения прос­тых задач и т. п.

Применение этого способа предматематиче­ского доказательства начинается с создания конкретного, условного или мысленного обра­за рассматриваемой ситуации, построения ее модели.

Рассмотрим, например, как обосновывается истинность суждения: 2<3. В этом матема­тическом предложении можно выделить ус­ловие: «Даны числа 2 и 3». Конкретизацией его служит построенная учителем модель: на наборном полотне выставляется 2 круга и ни­же 3 квадрата. Основанием доказательства является результат непосредственного чувственного восприятия: «Один квадрат остался без пары» (рис.  1).

Позднее, когда на примере первых десяти чисел натурального ряда учащиеся познако­мятся с принципами его построения (каждое число ряда больше всех чисел, встречающих­ся при счете раньше этого числа, и меньше любого числа, которое называется при счете после него), изменяются основания для дока­зательства предложения 2<3. И оно имеет вид: 2<3, потому что при счете число 2 на­зывают раньше, чем число 3.

Первое — пример предматематического доказательства (экспериментального), а второе— пример дедуктивного доказа­тельства.

Рассмотрим еще один пример эксперимен­тального обоснования во II классе истинности распределительного  свойства умножения   относительно сложения  (в начальной школе его называют  правилом   умножения    суммы   на число).

Учитель предлагает учащимся практическую работу: «Положите в первый ряд 4 красных и 2 зеленых круга и еще 2 таких же ряда красных и зеленых кругов. Как можно узнать, сколько  всего кругов  вы  положили?

Для нахождения двух способов решения поставленной проблемы важную роль играет построенная  учениками модель   (рис. 2).

1-й способ. Можно узнать, сколько кру­гов в одном ряду (4+2). А таких рядов 3. Значит, надо сумму чисел 4 и 2 умножить на 3.

2-й способ. Сначала можно найти, сколь­ко мы положили красных кругов. Для этого надо 4 умножить на 3. Потом можно найти, сколько всего мы положили зеленых кругов. Для этого нужно 2 умножить на 3. Сложив полученные  произведения,  мы  узнаем,  сколь­ко всего кругов мы положили.

Оба способа записываются на доске с по­мощью цифр и знаков арифметических дей­ствий.

Что обозначает выражение (4+2)*3?(Сколько всего кругов мы положили).

А другое выражение 4*3+2*3? (Оно тожеобозначает, сколько всего кругов мы поло­жили.)

Похожие материалы

Информация о работе