От чего зависит поведение людей и как им можно управлять?

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

2. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ И КАК ИМ МОЖНО УПРАВЛЯТЬ?

2.1.Что определяет поведение людей?

2.1.1.Индивидуальное поведение

Индивидуальное поведение каждого человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта, от опыта общения с людьми и окружающим миром и в меньшей степени (для людей без врожденных  пороков развития) от наследственности.

Формирование этого социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3-5 годам. Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но в детстве закладываются наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье.

Поведение человека зависит от работы мозга как в сфере сознания, так и в сфере бессознательного, где протекают сложные нервные процессы, во многом управляющие поступками человека.

Сфера сознания- это та сфера, где люди воспринимают себя, анализируют факты и принимают решения. Деятельность мозга часто отождествляют с зоной сознания. И в то же время не оценивается огромное число мыслительных процессов, протекающих вне сознания.

Зону бессознательногоусловно можно разделить на зону подсознания и зону первичной обработки информации. В зоне подсознания концентрируются системы нервных связей, фиксирующие ту информацию, которую человек получал в течение жизни, то, что мы называем памятью. Здесь же расположены многообразные, формирующиеся в течение жизни системы нервных связей, определяющие отношение к людям, к жизни, к труду.

Эти три зоны резко различаются по скорости протекающих в них нервных процессов. Если принять скорость протекания этих процессов в зоне сознания за единицу, то их скорость в зоне подсознания 105-106, а в зоне первичной обработки информации 1012-1014.

Таким образом, основная информация, поступающая в мозг, обрабатывается в зоне бессознательного. В зону сознания - этот Генеральный Штаб мозга поступает лишь самая важная, самая ответственная информация, требующая наиболее сложных и ответственных решений. Но и эта информация подвергается предварительному анализу и оценке в подсознании.

И поэтому сознание никогда не воспринимает внешнюю информацию с точностью объектива фотоаппарата. Оно получает ее первично обработанную в подсознании в соответствии с тем, что зафиксировано в уже упомянутых системах нервных связей. Коль скоро эти системы у каждого индивидуальны, то одни те же ситуации могут быть восприняты различными людьми совершенно по-разному.

2.1.2.Что же заложено в подсознании?

Что представляют собой и как формируются существующие в подсознании системы нервных связей?

Потребности. Их условно разделяют на первичные (то без чего жить невозможно) и вторичные, определяющие условия , в которых люди хотели бы жить и работать; на физиологические, духовные и эстетические. Ряд психологов (А.Маслоу) полагают, что полноценное развитие духовных и эстетических потребностей оказывается возможным только при удовлетворении физиологических потребностей. Можно говорить об определенной иерархии (пирамиде) потребностей.

1.На самом низшем уровне находятся первичные физиологические потребности: в пище, воде, кислороде, тепле, продолжении рода.

2.Потребность в физической и психологической защищенности (остаться в живых, избежать побоев и унижения, укрыться в убежище, обеспечить завтрашний день, избежать унизительной зависимости).

3.Потребность в общении и хорошем отношении (общаться с людьми, принадлежать к определенной группе).

4.Потребность в уважении (в одобрении, благодарности, признании).

5.Эстетические и познавательные потребности, потребности в порядке, справедливости, уюте, красоте, симметрии и т.п.

6.Высшие потребности в самореализации и самоуважении.

На поведение людей существенно влияют два фактора: с одной стороны стремление к самоутверждению, самореализации. Каждый человек хотел бы чувствовать себя более значимым, более заметным, более уважаемым. С другой стороны, каждый человек в той или иной мере испытывает неудовлетворенность, недовольство собой ("комплекс неполноценности"). Каждый так или иначе неудовлетворен собой, своими успехами, своим внешним видом, иногда обоснованно, а иногда без всяких оснований. Противоборство этих факторов определяет уровень душевного комфорта людей и существенно влияет на их поведение.

Если существуют разнообразные потребности, то должна складываться и определенная их иерархия ( к чему надо стремиться в первую очередь и чего следует избегать). Эти характеристики относительной значимости тех или иных потребностей называют ценности, а их совокупность - системой ценностей или ценностными ориентациями.

Как потребности, так и ценности, формируются при многократных контактах с другими людьми, при неоднократном столкновении с различными ситуациями. В то же время формирование определенных ценностей и жизненных позиций может происходить и достаточно быстро при неожиданных эмоциональных воздействиях.

На формирование потребностей и ценностей в силу этого очень большое влияние оказывают ценности, традиции, нормы поведения семьи и того социального слоя, в котором живет и воспитывается человек, менталитет общества, ближайшего окружения человека. Этим, в частности, объясняется распространенность антропоцентристскогоэкологического сознания и его проявлений.

Похожие материалы

Информация о работе