От чего зависит поведение людей и как им можно управлять?, страница 3

В самом деле, мы не думаем о том, как мы читаем. Почему, рассматривая сочетания черточек и кружков, мы возмущаемся  или плачем, задумываемся, видим горные вершины или водопады, празднества или сражения? Дело в том, что у каждого научившегося читать, в голове сложилась установка, программа чтения, автоматическая система распознавания образов и придания определенного смысла их сочетаниям.

По некоторым оценкам, эта система занимает менее 1 мм3 вещества мозга, но если бы эту программу можно было бы ввести в память ЭВМ и распечатать, то потребовалось бы несколько тяжелых грузовиков, чтобы увезти эти распечатки.

Когда люди учатся быстрому чтению, то им приходится разбирать на блоки эту автоматическую систему и в ходе упражнений вручную, на уровне сознания со скоростью в миллион раз меньшей, чем в подсознании, собирать из них новую, более эффективную и быстродействующую автоматическую систему.

Сказанное справедливо для любого человека, для любых стереотипов, мотиваций, установок, ценностей и потребностей и приводит к следующим принципиально важным практическим выводам:

1.Любой человек обладает определенным набором потребностей, ценностных ориентаций, мотивов, установок, стереотипов, которые формируют его образ мышления и определяют его поведение.

2.Возможно изменение установок, ценностей и стереотипов, образа мышления, но это требует от каждого человека немалого расхода времени и нервной энергии.

3.Если в результате целенаправленной работы удалось изменить в нужном направлении образ мышления человека, то с ним легко будет иметь дело, так как новый образ мышления будет определять его поведение и его нормы жизни. Поэтому нет ничего более важного и необходимого в любом деле, чем воспитание и самовоспитание людей.

2.1.3. "Оно", "Сверх- Я" и "Я"

На поведение людей большое влияние оказывает взаимодействие трех нервных структур, существующих в подсознании. Зигмунд Фрейд назвал их "Оно", "Сверх- Я" и "Я".

"Оно" - представляет собой систему своеобразных первичных инстинктов, нервных импульсов, побуждений, стремлений, унаследованных людьми от далеких предков. Главный лозунг "Оно": "Делать то, что хочется, что может доставить удовлетворение, не считаясь с какой бы то ни было реальностью, нормами или правилами!" Фрейд назвал первичные инстинкты и стремления "Эрос " и Танатос" по именам древнегреческих богов любви и смерти.

"Эрос" - это стремление к продолжению рода, к созиданию, это первичный сексуальный инстинкт. Движущую силу Эроса Фрейд назвал "Либидо"(похоть). "Танатос" - это стремление к разрушению и уничтожению. Его движущая сила была названа "мортидо".

"Сверх-Я"- это система моральных и нравственных норм общества, его культурные ценности, правила существования в обществе, среди людей, которые откладываются в подсознании каждого человека в виде систем ценностей, установок, стереотипов. Лозунг "Сверх-Я": "Делать только то, что положено".

"Я"- это система поведения человека, основанная на его личном опыте, своеобразный арбитр между "ОНО" и "Сверх-Я". Его лозунг "Делать то, что хочется и является реальным".

"Оно" и "Сверх-Я" находятся в резком противоречии друг с другом, и в этой борьбе многое зависит от того нравственного и культурного багажа, которым владеют люди. Плывущие по рекам осетры со вспоротыми животами, неорганизованные свалки мусора в зеленой зоне городов, массовое разрушение ландшафтов и нефть на поверхности рек и морей - наглядное свидетельство того, на что способно "Оно", если не воспитано "Сверх-Я".

Эти противоречия оказываются источником нервного напряжения и разнообразных неврозов. У достаточно волевых людей и в обществе, отличающемся высокой общей культурой, первобытные инстинкты подавлены, загнаны в глубины подсознания и серьезной опасности не представляют. На помощь людям приходят внутренние механизмы психологической самозащиты, открытые Фрейдом и его учениками.