Общие сведения по участку автомобильной дороги, мостовому переходу. Подготовка исходной графики: Методические указания к практической работе, страница 2

         Далее по тексту изложите результаты по каждой выполненной практической работе, т.е. их содержание. Отчет в целом оформляют по результатам выполненных четырех практических работ на компьютере. Формат листов бумаги А-4 с размещением текста на одной стороне, полями по 2,2 см сверху и снизу и по 1,8 см справа и слева. В конце отчета помещают список использованной литературы в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к его оформлению.

         Ниже в настоящих методических указаниях по каждой практической работе даны наставления по их конкретному содержанию, методические приемы исполнения, указаны литературные источники в помощь к решению тех или иных вопросов.

Конечная цель цикла практических работ. Студенты должны выполнить каждый по своему объекту поставленные задачи по инженерно-геологическому обеспечению дорожных работ, заключенные в четырех практических работах. Это позволит овладеть сущностью и навыками производства инженерно-геологических изысканий как составной частью строительства (реконструкции), содержания и ремонта автомобильных дорог и мостовых переходов; составом и порядком отчетности по инженерно-геологическому обеспечению дорожных работ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО УЧАСТКУ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ, МОСТОВОМУ ПЕРЕХОДУ. ПОДГОТОВКА ИСХОДНОЙ ГРАФИКИ

Аудиторные занятия - 4 часа

Самостоятельная внеаудиторная домашняя работа - 4 часа

Практическая работа № 1 состоит из двух неразрывно связанных частей. Первая часть – подготовка и вычерчивание комплекта графических материалов по объекту задания (дороге, мостовому переходу), вторая часть – текст практической работы.

Часть 1. Подготовка исходных графических материалов.

Подготовить и вычертить комплект исходных материалов:

- обзорную административную карту территории размещения автомобильной дороги, мостового перехода (выкопировка из административной карты области с автомобильными дорогами по состоянию на 01.01. 2003 года);

- топографический план либо фрагмент инженерно-геологической карты с автомобильной дорогой, мостовым переходом;

- продольный профиль заданного фрагмента дороги;

- инженерно-геологические разрезы и поперечники по фрагменту дороги, мостовому переходу;

- стратиграфическую колонку;

- графику по месторождениям (резервам) грунтов как природных дорожно-строительных материалов.

Для овладения навыками чтения указанных графических материалов изучите одновременно с подготовкой графики шкалу четвертичной системы (фонды кафедры геологии), государственную геологическую карту четвертичных отложений, масштаб 1:50000 (фонды кафедры геологии), обзорную специальную инженерно-геологическую карту, масштаб 1:50000 (фонды кафедры геологии), стратиграфическую колонку (фонды кафедры геологии) по следующим литературным источникам [1; 7; 8; 10; 19; 30; 42; 43; 45; 46].

При графическом оформлении инженерно-геологических карт, разрезов и колонок условные обозначения элементов геоморфологии, гидрогеологии, тектоники, залегания слоев грунтов, а также обозначения видов грунтов и их литологических особенностей примите в соответствии с [10].

Примером оформления осевой линии проложения продольного профиля автомобильной дороги на топографическом плане (или инженерно-геологической карте) может служить топографический план местности масштаба 1:25000 проекта О.М. Скубеевой (фонды кафедры геологии).

Продольный профиль автомобильной дороги. По нему в последующих практических работах предстоит излагать ("вычитывать") инженерно-геологическую характеристику участка проложения автомобильной дороги и определять постановку и решение задач по инженерно-геологическому обеспечению дорожных работ. Под продольным профилем понимается вертикальный разрез поверхности местности вдоль оси дороги [3; 21; 24]. На основе продольного профиля могут быть получены: продольные уклоны проектной линии, ориентировочные объемы распределения земляных работ, рабочие отметки выемок и насыпей, размеры мостов и путепроводов и т.д.

На продольных профилях дорог соотношение горизонтального и вертикального масштабов обычно от 1:10 до 1:20. Продольные профили дорог составляют по горизонтали в масштабах 1:5000 – 1:2000, а по вертикали в масштабах 1:500 – 1:200 [8]; масштаб инженерно-геологи-ческого разреза (продольного грунтового профиля) грунтов на продольном профиле дороги примите 1:50 (1см в 50 см) согласно [3, с. 26; 28; 4, с. 208; 11; 24].

По трассам линейных сооружений геолого-литологические сведения, как правило, наносят, отступая от линии профиля вниз на 30 см [29].

Для дорог, проходящих в равнинной местности, на продольном профиле следует принимать вертикальный масштаб 1: 500 (5 м в 1 см) и горизонтальный (50 м в 1 см). На горных дорогах, где продольный профиль характеризуется частыми изменениями уклонов поверхности земли и дороги и значительной разностью отметок на участках небольшой протяженности, принимаются более крупные масштабы: вертикальный 1:200 и горизонтальный 1:2000.

Показываемые на грунтовом профиле геологическое содержание и физико-механические свойства пород, а также грунтовые воды, геофизические и другие данные обозначьте типовыми условными знаками [2; 3, с. 27-28; рис. 2.8-2.9; 7; 8; 21, с. 359].

На продольном профиле установите и покажите линию положения дороги (поверхности покрытия асфальта на ней) по отношению к поверхности земли [38].    Эта    линия     называется п р о е к т н о й         л и н и е й   (" к р а с н а я    л и н и я "   или  "жирная черная линия" на продольных профилях автодорог). Обозначьте и тонкую линию на продольном профиле, соединяющую отметки поверхности земли (линию поверхности земли). Разница расположения линии поверхности земли и "красной линии" высветит участки для производства искусственных сооружений (насыпей, выемок, мостов).

П р о е к т н у ю   л и н и ю   на продольном профиле дороги следует выстраивать с учетом предусмотрения на ней продольных уклонов, не превышающих допустимые, также с учетом возвышения ее поверхности над источниками увлажнения (грунтовыми водами и местами застоя поверхностных вод); с учетом создания благоприятного водно-теплового режима грунтового основания дороги, а также с учетом возвышения земляного полотна над уровнем снегового покрова, обеспечивающего незаносимость дороги.