Разработка методов экономического стимулирования на основе использования лимитов затрат и начисления бонусов, страница 2

В качестве планово-оценочных показателей для функциональных подразделений первой группы рекомендуется использовать:

-  выполнение плана работ или мероприятий отдела;

-  выполнение заданий по снижению технологической трудоемкости, удельного расхода основных видов материальных и топливно-энергетических ресурсов;

-  экономический эффект (экономию) от проведения организационно-технических мероприятий;

-  лимит расходов на содержание отдела.

В качестве планово-оценочных показателей для отделов второй группы дополнительно к показателям первой группы рекомендуется использовать предельный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции предприятия и нормативов оборотных средств. Работу производственного отдела целесообразно оценивать по выполнению обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами и заказами, ритмичности выпуска продукции, соблюдению норматива незавершенного производства. Для финансового отдела показателями оценки могут быть предельный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции или прибыль.

За центрами прибыли и дохода (сбытовой отдел) также закрепляются отдельные виды доходов, однако критериями оценки их деятельности являются показатели финансовой эффективности – прибыль или рентабельность.

Все экономические показатели отражаются в основных бюджетных документах предприятия и отдельных центров финансовой ответственности:

- «Бухгалтерский баланс» (бюджет имущества) – форма 1 бухгалтерской отчетности предприятия;

- «Отчет о прибылях и убытках» (бюджет доходов и расходов) – форма 2 бухгалтерской отчетности предприятия;

- «Отчет о движении денежных средств» (бюджет движения денежных средств) – форма 4 бухгалтерской отчетности предприятия;

- Бюджет производственно-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия – документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты.

Стимулирующая функция бюджета доходов и затрат осуществляется за счет использования:

-  «плавающего» лимита затрат,

-  «остаточного» принципа расчета фактического фонда оплаты труда.

Выше было сказано, что для всех видов центров финансовой ответственности в виде основного планово-экономического показателя используется лимит затрат.

Лимит затрат – это предельный уровень, ограничивающий возможности центра ответственности в осуществлении оплат в рамках закрепленных за ним затрат на конкретную дату. Лимит может устанавливаться как на всю сумму, так и по отдельным группам затрат (статьям доходов), однако здесь рассматривается вариант системы, для которой используется лимит для всей суммы затрат.

Фактическая сумма лимита пропорциональна его плановой сумме и величине фактической выручки предприятия. Чем выше фактическая сумма выручки, тем выше фактическая сумма лимита затрат, в том числе фонда оплаты труда, входящего туда.

           (3.1.1)

                   (3.1.2)

Текущий лимит затрат определяется исходя из результатов текущей деятельности предприятия, характеризует результаты деятельности центра ответственности в текущем бюджетном периоде без учета прошлых периодов. Для его расчета используются формулы (3.1.1), (3.1.2).

Полный лимит затрат включает в себя текущий лимит, переходящий остаток лимита предыдущего бюджетного периода, сальдо трансфертных платежей. Полный лимит более наглядно отражает возможности центра ответственности в финансировании его затрат, но менее, чем текущий лимит, отражает результат текущей деятельности.

Можно также использовать и приростную форму представления моделей лимитов затрат, обеспечивающих такой же результат, аналогичный расчетам по формулам (3.1.1), (3.1.2):