Навалочные и насыпные грузы. Технологические условия и требования. Угли, руды и минерально-строительные материалы. Зерновые грузы. Технологическая щепа, страница 9

После погрузки пульпы-' на судно концентрат начинает осаждаться, и над ним образуется слой чистой воды (2—3 м при высоте танка 12 м), которая откачивается с помощью специальной верхней осушительной системы и дренажных труб. Оставшийся в трюме рудный концентрат быстро превращается в плотную массу, несмещаемую при качке, с влажностью до 8%.

В порту назначения рудный концентрат при помощи специальных гидрорыхлителей, установленных на дне трюма судна, снова превращаются в пульпу. Гидрорыхлители применяются двух типов. Гидрорыхлители первого типа представляют собой поворотную головку, которая под воздействием давления воды выталкивается вверх до высоты 152 мм над настилом двойного дна. Головка вращается посредством реактивного действия воды, которая выходит из сопла в виде трех горизонтальных струй под давлением 21 кПа. При вращении гидрорыхлителя вода размягчает сначала нижние, расположенные вокруг гидрорыхлителя, а затем и последующие слои концентрата до полного превращения его в пульпу. Готовая пульпа через решетку вокруг основания гидрорыхлителя, а затем по лотку подается в сборные отсеки, расположенные в носовом и кормовом насосных отделениях. Из собранных отсеков пульпа при помощи судовых насосов через трубопроводы на борту судна и далее по гибким шлангам перекачивается на берег в специальные приемные бассейны. Концентрация пульпы при выгрузке меньше, чем при погрузке. Гидрорыхлитель второго типа, показанный на рис. 8. 8, имеет сопла для подачи воды, стационарно закрепленные на стенках воронки, и вибратор в виде штанги, установленный по оси воронки. Кроме того, устанавливаются гидромониторы, с помощью которых производится образование пульпы сверху, благодаря этому ускоряется превращение концентрата в пульпу. Частота колебаний вибрационного устройства составляет 90—120 цикл/с.   Подача при выгрузке пульпы зависит от числа трубопроводов, по которым перекачивается  пульпа, и достигает 2200 т/ч.

Разгрузка судов с рудным концентратом в виде пульпы может производиться на рейде у точечных причалов с транспортировкой груза на берег по подводному трубопроводу. Разгрузка пульпы из судна производится в приемные -бассейны или резервуары. При значительном удалении приемных бассейнов от места выгрузки могут быть установлены промежуточные насосные станции. В случае содержания в пульпе морской воды пульпа перекачивается в промывочный бассейн. Затем по трубопроводам пульпа подается на склад-бассейн, расположенный около металлургического комплекса.

§ 8.6. ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ

Разгрузка судов с зерном в морских портах производится в основном по прямому варианту. При разгрузке судов распространенной является схема механизации, включающая трюмные зачистные машины (две на одну технологическую линию), портальный кран с грейфером на кордоне, бункер для загрузки вагонов. Кран захватывает грейфером груз с просвета люка и высыпает его в бункер. Для загрузки зерна применяют облегченные, полностью закрытые грейферы.

Загрузка специальных вагонов для зерна осуществляется с помощью специальных секционных  бункеров-дозаторов через верхние люки.

Бункеры смонтированы на двухпутном портале и выполнены в виде ячеек (рис. 8. 17). Отдельная ячейка имеется на каждой ссыпной трубе. Бункер может одновременно загружать два вагона через восемь телескопических труб с секторными затворами в верхней части. Подвижной отрезок телескопической трубы, который опускается в люк вагона, подвешен на двух цепях, с помощью которых регулируется глубина опускания трубы в вагон. Телескопическая труба одновременно выполняет роль дозатора, так как высота груза в вагоне зависит от глубины опускания трубы. Бункер вмещает 150 т зерна, благодаря чему обеспечивается непрерывная работа крана и во время смены подачи вагонов.

Вагоны с люками в крыше устанавливают точно против ссыпных труб. Рабочие опускают подвижной отрезок трубы в люк v и устанавливают на нужной глубине. Подача зерна в вагон производится до тех пор, пока конус зерна в вагоне не достигнет нижнего края трубы. Дальнейшее поступление зерна в вагон автоматически прекращается. После этого рабочий закрывает секторный затвор, чтобы прекратить поступление зерна из бункера в трубу, и вытаскивает подвижной отрезок трубы из люка. Остаток зерна в трубе пересыпается в вагон.