Навалочные и насыпные грузы. Технологические условия и требования. Угли, руды и минерально-строительные материалы. Зерновые грузы. Технологическая щепа, страница 7

Для разгрузки полувагонов на специализированных комплексах применяются торцовые и боковые вагоноопрокидыватели. Торцовые вагоноопро-кидыватели разгружают   полувагон через торцовые двери, поэтому обычные полувагоны не могут разгружаться на них, так как они имеют торцовые двери, открывающиеся вовнутрь. Боковые вагоноопрокидыватели делятся на три группы: башенные, роторные и комбинированные (рис. 8. 4), которые нашли применение в отечественных портах. Производительность   вагоноопрокидывателей составляет до 20 вагонов в час, т. е. 1200 т/ч, при общем количестве обслуживающего  персонала  3—5 чел. Расчеты показывают, что применение вагоноопрокидывателей   эффективно при грузообороте свыше 2 млн. т.

Для обслуживания открытых складов специализированных комплексов с навалочными грузами применяются установки, имеющие узкую специализацию.

Для формирования штабеля используются штабелеукладчики-стаккеры (рис. 8.5), представляющие собой передвижную установку на гусеничном или рельсовом ходу с поворотной частью, на которой закреплен отвальный конвейер с переменным вылетом, достигающим 40 м.

Вдоль склада проходит стационарный ленточный конвейер, с которого груз попадает в отвальный конвейер стаккера при помощи сбрасывающей тележки и одного или двух наклонных конвейеров. Производительность стаккеров достигает 7000 т/ч. Для расформирования штабеля применяются специальные   машины — реклаймеры, которые в отличие от стаккеров на конце уравновешенного конвейера с переменным вылетом имеют заборное устройство в виде роторного ковшевого колеса или скребкового конвейера. Для передачи груза на стационарный ленточный конвейер, проходящий вдоль склада, реклаймер снабжен передвижным бункером. Производительность реклаймеров достигает 1500 т/ч.

Рис. 8.1. Схема механизации перегрузки навалочных грузов с мостовым перегружателем:

1 — мостовой перегружатель; 2 — штабель навалочного груза

Рис. 8.2. Схема загрузки судна с использованием погрузчика типа ПТС:

1—слои груза; 2 погрузчик типа ПТС; 3—туннель гребного вала

Рис. 8.3. Принципиальная схема специализированного комплекса для загрузки судов навалочным грузом:

1 — узел разгрузки вагонов; 2 — конвейерная линия: 3 — стаккер; 4 — реклаймер; 5 — штабель навалочного груза; 6 — судопогрузочная установка; 7 — судно

Рис. 8.4. Боковые вагоноопрокидыватели:

а — роторный; б — комбинированный; 1 — конвейер; 2 — вагон; 3 — ротор вагоноопрокндывателя; 4 — приемный бункер

Рис. 8.5. Схема обработки складов с использованием перегружателей:

1— реклаймер; 2 — стаккер

§ 8.3. РУДНЫЕ КОНЦЕНТРАТЫ

Рудные концентраты могут перевозиться в порошкообразном или пылевидном состояниях. Технология перегрузки порошкообразных рудных концентратов практически не отличается от перегрузки минеральных удобрений (см. § 8. 4). Пылевидные рудные концентраты могут перерабатываться в сухом состоянии и в виде пульпы.

Перегрузка  пылевидных  рудных концентратов в сухом состоянии производится с помощью специализированных перегрузочных установок, которые также используются для перегрузки цемента, например установка конструкции типа ЦПКБ Минречфлота (рис. 8. 6). Установка состоит из всасывающе-нагнетательного берегового перегружателя, смонтированного на металлической башне 4 с горизонтальной консолью для поддержания трубопроводов, разгрузителя 3, вертикального трубопровода (аэрожелоба) 2, двухкамерного пневматического насоса 5, системы нагнетательных трубопроводов 6, силосного склада 7, оборудованного устройством для приема и отпуска груза на наземный транспорт. При разгрузке судна сопло /, оборудованное рыхлителем, вместе с разгрузителем 3 опускается до соприкосновения с грузом. Разрыхленный материал засасывается в сопло и по вертикальному трубопроводу поступает в разгрузитель. Из разгрузителя через пневмовинтовой питатель груз подается в вертикальный трубопровод 2, по которому перемещается в камеры пневматического насоса 5. Из камер груз подается в нагнетательную ветвь трубопровода 6, по которой груз направляется в силосный склад, откуда отгружается в вагоны и автомобили. Для предотвращения слеживания груза днище силосов склада покрывают перфорированными плитками или прокладывают на них перфорированные трубы, через которые пропускают воздух, или на днище силосов устанавливают  механические рыхлители. Выдача груза из силоса в вагоны и автомобили в установках подобного типа производится с помощью винтовых питателей, аэрожелобов, отпускных труб, конвейеров. Для подачи грузов в надсилосное пространство могут  использоваться элеваторы, а для распределения груза по силосам — конвейеры.