Навалочные и насыпные грузы. Технологические условия и требования. Угли, руды и минерально-строительные материалы. Зерновые грузы. Технологическая щепа, страница 3

Наиболее совершенным типом хранилища для зерна являются силосные механизированные склады-элеваторы.

При прохождении через морские порты импортного зерна перегрузка его, как правило, осуществляется по прямому варианту.

Разнообразные физико-химические и транспортные свойства навалочных и насыпных грузов, возможность создания подъемно-транспортного оборудования, имеющего широкий диапазон производительности, степень эффективности применения которого обусловлена объемом грузопереработки через порт, предопределили исключительно большое разнообразие технологических процессов, которые рассмотрены далее в книге для групп однородных в технологическом отношении грузов.


и хранении этих грузов особых мер по их защите принимать не следует. Обычно такие грузы перевозятся в местном сообщении.

Технологическая   щепа   является специфическим грузом по своей выработке и по технологии транспортного процесса, поэтому ее характеристика будет рассмотрена отдельно в § 8.5.

Кроме грузов, которые хранятся на открытых складских площадках, морским транспортом нашей страны и за рубежом перевозится  значительное количество навалочных и насыпных грузов, которые хранятся в закрытых складах. К таким грузам относятся минеральные удобрения, сахар-сырец, цемент, концентраты некоторых цветных руд, зерно. Эти насыпные грузы подвержены усадке, уплотнению и слеживаемости. Степень усадки зависит от высоты штабеля и влажности.

Химические грузы   отрицательно действуют на металл, активизируя коррозию, могут ^ выделять ядовитые газы и пыль, которые раздражают кожу, разъедают одежду и кожаную обувь. Поэтому при выполнении перегрузочных работ с солями химических удобрений необходимо в портах выделять отдельные участки и причалы, ограждать перегрузочные машины от агрессивного действия солей, проводить профилактику в грузовых помещениях судов. Необходимо также принимать меры и для охраны здоровья рабочих, занятых перегрузкой этой категории грузов.

Цемент следует оберегать от увлажнения. Кроме того, цемент является сильно пылящим грузом. Пыль обладает абразивными свойствами и поэтому механизмы, особенно их трущиеся части, должны быть хорошо защищены от цементной пыли и возможно чаще от нее очищаться.

В больших количествах через морские порты проходят пшеница, рожь, ячмень — тяжелое зерно и овес — легкое зерно.. Транспортные свойства зерновых грузов можно разделить на физические и биологические. К физическим свойствам относятся сыпучесть, угол естественного откоса, насыпная плотность, способность к усадке, скважистность, сорбционные свойства, теплопроводность, удельная теплоемкость и пылеобразование. Биологические свойства определяются тем, что зерновой груз состоит из множества живых (в биологическом понимании этого слова) объектов — зерен. Их жизнедеятельность проявляется в таких формах, как дыхание и прорастание, при этом возникает обычно процесс самонагревания.

По своим последствиям свойства зерновых грузов можно разделить на влияющие на его сохранность (биологические, сорбционные, теплопроводность) и влияющие на способ перевозки, технологию перегрузки и хранения (сыпучесть, насыпная   плотность, способность к усадке, угол естественного откоса).

Зерно при перегрузке   выделяет большое количество хлебной пыли, которая затрудняет условия работы рабочих, занятых перегрузкой зерна, и создает опасность в пожарном отношении, а при большой концентрации становится взрывоопасной.

Навалочные грузы могут перевозиться на универсальных сухогрузных и специализированных судах в зависимости от свойств того или иного рода груза.

При погрузке руды   необходимо уделять особое внимание размещению ее в трюмах. Чтобы предотвратить нарушение продольной прочности судна, руду и рудные концентраты следует грузить равномерно, начиная со средних трюмов, одновременно заполняя грузовые помещения судна в носу и в корме. Поочередное заполнение трюмов грузом или поочередная выгрузка из трюмов не допускаются. Руду надо укладывать в трюмах в форме усеченной пирамиды с верхним основанием не менее площади люка трюма или твиндека. В носовом трюме основная масса груза должна быть сосредоточена у задней переборки, а в кормовом — у передней так, чтобы к противоположным переборкам  спускался возможно более крутой откос загруженной в трюм руды.