Проблемы безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, страница 4

4. ОБОРОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В подходе к решению вопросов по обеспечению оборонной безопасности наметились существенные изменения. Считалось, что безопасность обеспечивается только путем укрепления собственных вооруженных сил, образования военных союзов и основывается на техническом превосходстве и оснащенности. Однако такая политика не только не уменьшала возможность возникновения конфликтов, но в значительной степени способствовала тому, что создавались ситуации, в которых любой региональный конфликт мог перерасти в международный. Эволюция в решении таких проблем заключается в предотвращении вооруженных конфликтов и войн невоенными средствами. Это означает, что путем выработки общих подходов к решению проблем, взаимными уступками и соглашениями стороны должны искать выход из сложившихся кризисных ситуаций. Такой процесс в АТР будет длительным, но политика «баланса сил» для России с поддержанием уровня вооружений и вооруженных сил, соответствующих Китаю, США и Японии представляется не только экономически невыгодной, но и бесполезной. В основе оборонной политики Российской Федерации важное значение в обеспечении безопасности государства имеют дипломатические, правовые, экономические, политические и другие невоенные средства. Оборонный потенциал и вооруженные силы направлены на недопущение войны и используются как фактор поддержания стабильности в АТР.

Геополитическая ситуация в АТР характеризуется наличием большого количества очагов напряженности и проблем политического, идеологического, религиозно-этнического и территориального характера. Безопасность России в немалой степени будет зависеть от хода развития военно-политической ситуации в АТР.

Определенную угрозу представляют собой усилия США, направленные на укрепление системы безопасности, основанной на военных союзах с Японией и Республикой Корея. Данные альянсы позволяют США размещать свои военные базы в западной части Тихого океана и использовать военное сотрудничество в качестве источников разрешения политических и экономических проблем в свою пользу. Военно-технические составляющие американо-японского сотрудничества и программы по созданию качественно новых систем вооружения и техники, обеспечивающих военное превосходство, создают серьезную угрозу и способны существенно изменить стратегический баланс на Дальнем Востоке. Еще одним предметом беспокойства Российской Федерации является перспектива американо-японского сотрудничества в проведении научно-исследовательских работ по производству систем противоракетного оружия, что входит в противоречие с подписанным между СССР и США в 1972 году договором по ПРО.

Россия при определенных условиях должна учитывать возможность возникновения угрозы для ее безопасности со стороны одного из ближайших соседей – Китая. Китай имеет крупнейший после США и России ядерный потенциал и вооруженные силы, составляющие около 4-х  миллионов человек. КНР также активно проводит модернизацию своих вооруженных сил, чему способствует активный рост показателей ВНП. Существует мнение о том, что ежегодно рост военного бюджета составляет более 20%.1 Особую важность приобретает анализ китайских военных концепций. Исходя из них, можно сделать вывод о том, что при определенных условиях руководство КНР не исключает возможность применения силовых методов для реализации внешнеполитических целей и охраны жизненно важных интересов государства. Поэтому Китай, в условиях постоянно меняющейся обстановки на международной арене, потенциально может содержать ряд угроз для национальной безопасности Российской Федерации экономического, политического и военного характера. Снижению конфронтации и созданию доверительных отношений во многом могут способствовать переговорные процессы и подписание соглашений об укреплении сотрудничества в различных областях.