Проблемы безопасности России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Страницы работы

Содержание работы

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Дальневосточный регион имеет важное значение для обеспечения безопасности Российской Федерации. Политика России в сфере обеспечения национальной безопасности определяется с учетом тех факторов, которые оказывают решающее влияние на формирование национально-государственных интересов страны.

Современная Россия оказалась в состоянии, когда западные экономические тенденции повлияли таким образом, что вместо ожидаемого скачка вперед и вхождения в семью наиболее процветающих стран мира, она пополнила ряды слабо развивающихся государств. Большинство заявлений о все еще мощном потенциале оборонно-промышленного комплекса являются лишь самоуспокоением или используются в целях создания иллюзии достаточной обороноспособности страны.

В сложившихся условиях процесс разработки стратегии национальной безопасности представляется крайне трудным, так как отсутствие государственной идеологии ведет к возникновению вопросов о выборе стратегических союзников и проведению направленной внешней политики.

Особенностью современной обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является то, что при наличии определенной стабильности   здесь протекают довольно динамичные политические и экономические процессы, связанные с преодолением имевших место финансовых кризисов и борьбой с возможным возникновением новых, с перераспределением в связи с этим потоков капиталов между основными странами АТР, что в свою очередь ведет к преобразованию региона в мощный центр политики, экономики, торговли, культуры, сравнимый с евроатлантическим.

В связи со всем сказанным выше Россия сталкивается с рядом угроз, возникающих в результате довольно успешного развития стран-соседей и высокой степени заинтересованности США в создании нового противовеса России в лице союза США – Япония или, что менее вероятно, США – Китай.

Поэтому целью этой работы является вскрытие основных проблем безопасности России по четырем основным направлениям:

1. территориальная целостность;

2. экономическая сфера;

3. оборонная безопасность;

4. культурно-национальные приоритеты.

В ходе изучения каждого направления особое внимание уделяется индивидуальному анализу каждой страны и конкретно ее влиянию на интересы России в этих областях. Именно эти составляющие делают возможным существование и развитие государства, а потому не подлежат компромиссу и относятся к категории жизненно важных национальных интересов теории международных отношений.

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ

Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации в районах Сибири и Дальнего Востока в общем плане сводится к недопущению возможностей утраты обширной территории государства, простирающейся от Уральских гор до побережья Тихого океана и его островной зоны. Претензии на территории России имеют две страны, а именно: Япония, требующая Южно-Курильские острова, и Китай.

Из этого следует, что данные страны выступают в роли потенциальных противников России. Система безопасности в АТР находится под влиянием именно Китая и Японии, что позволяет говорить о реанимации прежних геополитических угроз в этом регионе. Основной задачей России является сохранение своей целостности и закрытие вопроса о территориальных спорах с Японией. Уступка Курил может означать потерю стратегической мощи на Тихом океане и сужение экономической зоны. Сам факт пересмотра результатов Второй мировой войны повлек бы за собой ряд других территориальных споров.

2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим и историческим следствиям. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденного государства. Такая страна сохраняет суверенитет, и сама в качестве юридической силы ведет переговоры об условиях мира. Но полная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, полный разгром вооруженных сил, потерю суверенитета и право победителей самим определять условия мира и послевоенного устройства. Именно на это условие не соглашается Япония, утверждающая, что сохранение прежнего императора означает, непрерывность правосубъектности того государства, которое развязало и проиграло войну. Однако, источник сохранения императорской династии - это решение победителей.

Япония также не считает себя связанной Ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участницей. Но в случае признания права нынешней Японии оспаривать территориальные решения победителей,  возникает вопрос: не будут ли подвергнуты сомнению и другие исторические условия мирных договоров.

Единственной правовой основой, взятой в отношении подхода к проблеме Курильских островов, должны быть решения великих держав в Ялте и Потсдаме. В  соответствии с решениями Ялтинской конференции все Курильские острова и остров Сахалин «навечно» возвращались Советскому Союзу, что подтвердила Потсдамская декларация США.

Похожие материалы

Информация о работе