Изучение возможностей сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страницы работы

Содержание работы

 ВЫСТУПЛЕНИЕ К ЗАЩИТЕ

Тема представленной вашему вниманию выпускной квалификационной работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».

Общение – это форма взаимодействия человека с другими людьми.  один из главных видов деятельности человека, 

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.   В дошкольном возрасте возникает потребность в общении не только с взрослыми, но и  со сверстниками.    От того, насколько успешно складывается  общение со сверстниками, во многом зависит   самоощущение и самооценка ребенка,  его отношение к другим людям

Для того чтобы общение было продуктивным, необходимо наличие      определенных коммуникативных умений.   Поэтому актуальными   являются вопросы:

- С помощью каких средств можно развивать коммуникативные умения у детей дошкольного возраста?  Какие из них являются более эффективными?

Изучением вопросов общения детей, формирования  у них коммуникативных умений занимались такие ученые как Борис Герасимович Ананьев,   Леонид Абрамович Венгер, Яков Львович  Коломинский, Раиса Викторовна Овчарова,  Мая Ивановна Лисина, Татьяна Александровна Репина, Антонина Григорьевна Рузская и др.

Совместная деятельность - это наиболее реальная ситуация, в условиях которой главным образом и осуществляется общение, формируются коммуникативные умения. Для дошкольников  наиболее характерная ситуация  совместной деятельности – игра.

Изучению вопросов развития игры дошкольников, ее роли в целостном развитии ребенка, особенностей взаимодействия взрослого с детьми в игре посвящены работы таких психологов и педагогов как: Лев Семенович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Дибора   Владимировна Менджерицкая, Александра Платоновна Усова, Нинель Яковлевна Михайленко,  Надежда Александровна Короткова и многие другие.

На основании изучения исследований, посвященных проблеме развития игры и общения детей дошкольного возраста, были определеныобъект и предмет выпускной квалификационной работы.

Целью нашей работы является  изучение возможностей сюжетно-ролевой игры  вразвитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, проектирование  работы  по развитию коммуникативных умений у детей через сюжетно-ролевую игру,  проверка ее эффективности.

  Были  поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по  проблеме исследования .
  2.  Проанализировать  коммуникативные умения детей экспериментальной группы  и особенности  сюжетно-ролевой игры .

3.  Спроектировать и осуществить работу по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру, изучить ее эффективность.

Объектом исследования является: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у   старших дошкольников.

Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра может являться средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Это становится возможным при следующих условиях:

- если сюжет игры требует от детей согласования замыслов;

- если педагог использует внеситуативно-личностное общение с детьми для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр;

- если у детей сформированы определенные игровые умения.

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы увидели важность своевременного формирования у детей коммуникативных умений .         Оптимальным возрастным периодом для этого является старший дошкольный возраст, поскольку в это время дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Анализ психолого-педагогических работ Лисиной, Рузской, Мунировой  позволяет рассматривать коммуникативные умения как освоенные ребенком способы установления взаимоотношений, включающие в себя 3 вида умений: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.

Группа информационно-коммуникативных уменийсостоит из умений вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения,  соотносить средства вербального и невербального общения (эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику),  

Группа регуляционно-коммуникативных уменийсостоит из умений согласовывать свои действия, мнения,   с потребностями товарищей по общению; доверять,   поддерживать тех, с кем общаешься (уступать,   говорить о своих намерениях,   слушать советы других)  и тому подобное

Похожие материалы

Информация о работе