Изучение возможностей сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, страница 3

К  Группе А – отнесли детей, у которых (недостаточно развиты все три группы  -коммуникативных умений) - 4 человека, 20%

 В группу В – с недостаточно развитыми регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные умениями , вошло 7 детей, что составило – 35%

группа С –  9  человек -45%  коммуникативные умения   находятся на высоком уровне.

2-я серия констатирующего эксперимента была направлена на выявление своеобразия проявления коммуникативных умений у детей группы в процессе  сюжетно-ролевой игры.

      Цель 3ей серии констатирующего эксперимента: изучение особенностей общения воспитателей группы  с детьми и ведущей формы общения детей с взрослыми.   Было проведено наблюдение за общением воспитателей с детьми. Использовалась методика выявления уровня коммуникативного развития детей 3-7 лет (диагностика форм общения Лисиной М.И.).

Были получены следующие результаты гистограмма 5: ситуативно-деловая форма общения у 35% (7 детей), внеситуативно-познавательная – 25% (5 детей) и только 40% (8 детей) вступают во внеситуативно-личностное общением со взрослыми. (Приложение 7, гистограмма 5)

      4-я серия констатирующего эксперимента     предназначалась для выявления особенностей организации сюжетно-ролевой игры воспитателями группы. Для  этого      использовались: уточняющие беседы с воспитателями, наблюдение за играми детей группы. Эти методы помогли выявить, что педагоги диагностируют игровые интересы и предпочтения детей, но не всегда учитывают их при организации сюжетно-ролевых игр.

Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы выявили детей, нуждающихся в развитии коммуникативных умений  . Это помогло определить   задачи формирующего эксперимента.

1.Расширить и систематизировать знания воспитателей  по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми детей .

2.Создать условия для развития внеситуативно-личностной формы общения у детей, не владеющих ею. 

3.Разработать условия для развития коммуникативных умений в сюжетно-ролевой игре.

Для решения первой задачи была проведена консультация с воспитателями группы, в ходе которой были выделены характерные особенности сюжетно-ролевых игр детей 6-го и 7-го года жизни,  рекомендованы приемы работы, позволяющие расширять знания детей об окружающем,  расширять тематику и содержание игр детей, совершенствовать игровые умения детей. После первого этапа уровень организации и руководства педагогами сюжетно-ролевой игрой повысился. Сюжеты игр стали более интересными, насыщенными

Второй этап  формирующего эксперимента    включал проведение бесед на личностные темы, что является необходимым условием для формирования внеситуативно-личностного общения.  После проведения   бесед процентное соотношение форм общения изменилось в положительную сторону:  40% детей (8 челоек) перешли на следующую, более высокую ступень развития общения:     У этих детей появилось стремление к взаимопомощи и сопереживанию.       Только один ребенок (5%) не смог овладеть внеситуативно-личностной формой общения.

Третий этап формирующего эксперимента  был  направлен на организацию сюжетно-ролевых игр для развития у детей разнообразных   коммуникативных умений. Для этого были отобраны сюжетно-ролевые игры в соответствии с группами коммуникативных умений.   (примеры игр)

информационно-коммуникативных умений

 регуляционно-коммуникативных умений

аффективно-коммуникативных умений

Повысился и не только уровень отдельных видов коммуникативных умений, но и их общий уровень . Это отражено на гистограмме….

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно отметить, что первоначально  только у 5 детей (25%) общий уровень коммуникативных умений был определен как высокий. Контрольный эксперимент  показал, что уже у 14 детей (70   коммуникативные умения стали проявляться достаточно ярко

Наблюдения показали,  что между детьми реже стали происходить конфликты, которые они стали чаще решать   конструктивным способом   посредством своих коммуникативных умений У  детей появилось стремление к взаимопомощи и сопереживанию.    Они стали активнее использовать коммуникативные умения для согласования и реализации замыслов при организации сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, заключающаяся в предположении,  что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста если:

- если сюжет игры требует от детей согласования замыслов;

- если педагог использует внеситуативно-личностое общение с детьми для                 обогащения содержания сюжетно-ролевых игр; была подтверждена полученными результатами экспериментальной работы