Изучение возможностей сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, страница 2

Группа аффективно-коммуникативных уменийосновывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.  

Коммуникативные умения   развиваются с освоением различных форм общения.

В исследованиях Майи Ивановны Лисиной выявлены следующие формы  общения детей с взрослыми высшей из которых у детей старшего дошкольного возраста является внеситуативно-личностное общение.

Значение  данной формы общения в жизни ребенка состоит в освоении детьми правил поведения в социальном мире, в постижении некоторых его законов и взаимосвязей, которые он отражает в своей игре. В таком общении со взрослыми ребенок черпает материал для своих игр.

И именно через внеситуативно-личностное общение с взрослыми можно направлять развитие сюжетно-ролевой игры

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.

Однако без помощи взрослых оно почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания,  , достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.

Имеющиеся исследования доказывают, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения старших дошкольников 

Дети используют разнообразные коммуникативные умения, направленные на согласование и реализацию игровых замыслов.

Играя, ребенок обучается всему тому, что умеют взрослые. Однако, учитывая, что реальную жизнь преобразовать нельзя, вытекает преимущество сюжетно-ролевой игры – ее можно организовать как совокупность приемов, которые целенаправленно формировали бы положительные умения и навыки общения у детей.

 Практическая часть  работы осуществлялась  в ГДОУ №29 Калининского района, в подготовительной к школе группе. В  группе 20 детей, из них 5 девочек и 15 мальчиков .Так как автор данной выпускной квалификационной работы в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком, исследование проводилось совместно с воспитателями группы. В дошкольном учреждении реализуется «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой.

Опытно-экспериментальная работа  включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

В констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи:    - выявить, как педагоги общаются с детьми, какую форму общения используют для обогащения содержания сюжетно-ролевых игр.

-Каковы межличностные взаимоотношения детей группы.

-Изучить особенности владения детьми коммуникативными умениями и их   проявление   в игре. Также необходимо было выявить особенности организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.

В констатирующей части работы было предусмотрено 4 серии экспериментов.

Первая серия была посвящена изучению   коммуникативных умений детей. Были отобраны 3 методики: 

Диагностическая игра Коломинского «Секрет», в модификации Т.А. Репиной, в основу которой положен принцип «выбор в действии» для  изучения межличностных отношений   детей в группе, т.к. они влияют на проявления коммуникативных умений. 

2  и 3 методика - наблюдение за проявлением коммуникации у детей  в  естественных условиях и  в специально созданных ситуациях. Был использован модифицированный вариант, авторов Бойковых      

Данные методики были выбраны в связи с тем, что   содержат  четкую уровневую систему для обработки полученных данных.

По результатам первой серии  констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что:

- Между детьми группы установлены положительные межличностные взаимоотношения, которые носят избирательный характер. Это показала игра «Секрет» Результаты  отражены на гистограмме 1, приложение 1-Б 

8 чел. (40 %) особенно авторитетные дети

5 чел. (25  %) предпочитаемые дети:

3 чел. (15 %) малоавторитетные дети: .

4 чел. ( 20 %) непопулярные   дети:

-Также  Мы выявили, что   проявление коммуникативных умений детей зависит от ситуации, в которой находятся партнеры взаимодействия   Так,   при включении детей в специально созданные ситуации общения, было выявлено, что у 75% детей коммуникативные умения проявляются не достаточно. А при общении в естественных условиях,   в сюжетно-ролевой игре   только у 55% детей не достаточно проявляются   коммуникативные умения. Это отражено на  гистограммах №2 (в приложении 3-А)  

- На основе полученных данных были выделены три группы детей по степени владения коммуникативными умениями Это видно на гистограмме № ….