Педагогический процесс. Закономерности педагогического процесса

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Педагогический процесс. ( ПП )

1.Понятие  пед. процесса.

Процессом принято называть явления, протекающие во времени и пространстве, внутри которых происходят изменения.  

Педагогический процессспециально организованное  взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и   решения  воспитательно-образовательных  задач  в условиях  образовательного учреждения.

Педагогический процесс – это система  взаимосвязанных подсистем: развития, обучения, воспитания, образования.

Наиболее крупные составляющие педагогического процесса - обучение и воспитание.        

Этим определяются функции пед.процесса:

Образовательная – освоение основ научных знаний, формирование мотивации и опыта учебной и практической деятельности.

Воспитательная – формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Развивающая -  формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

В любом  образовательно-воспитательном учреждении педагогический процесс  организуется  педагогом .

                     2.   Этапы пед. процесса.

Любой педагогический процесс имеет циклический характер. В его развитии можно выделить 4 этапа:

1.  Подготовительный (прогностический): анализ условий предстоящего взаимодействия, диагностика  ЗУН, прогноз хода пед. процесса.

2.  Проектировочный: выбор условий, средств, составление плана работы.

3.  Реализация намеченного плана.

4.  Оценочно-результативный этап -  отражение достижения цели через анализ результата.

                   3. Структура педагогического процесса.

Где бы ни проходил  педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру. 

Структура – это расположение по определенному критерию элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними.

                                                         Компоненты :

Цель

мысленное предвидение   результатов  взаимодействия

Задачи

конкретизация цели

Принципы

основные (исходные)  положения

Содержание

часть   опыта человечества, который передается обучающимся 

Формы 

устойчивые, организационные  рамки пед. процесса.

Средства 

материальные  предметы для работы над содержанием

Методы

это способы действий педагога и воспитанников

Результат

итог работы

Все эти компоненты - образуют систему.  Если выпадает какой-либо компонент  - не получится процесс  целенаправленного взаимодействия.

В соответствии  с целью   отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. Поэтому цель называют системообразующим компонентом.  Цель м.б.:

ü стратегическая - определяет основные направления работы в целом 

ü  оперативная - определяет конкретные  направления работы в заданный отрезок времени (на урок, внешкольное мероприятие).

Цель  конкретизируется  в задачах.  Примеры:

ü организация  познавательной деятельности по овладению  ЗУН

ü развитие эстетических чувств

ü развитие мышления, творческих способностей и дарований;

ü формирование коммуникативных умений

ü познакомить детей с народной традицией «масленица»: хороводными играми, закличками

Основные принципы организации   педагогического процесса

1). Соответствие построения пед. процесса  уровню развития современной науки и практики (выбор оптимальных методов, форм и средств обучения и воспитания).

2). Единство процессов обучения и воспитания (формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения).

3). Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников (принцип природосообразности).

4). Принцип культуросообразности – использование возможностей культуры среды, где находится образовательное учреждение,  и вместе с тем приобщение к мировой культуре.

5). Принцип оптимизации   — постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.

6). Гуманистическая  направленность ПП.

Для процессов обучения и воспитания выделяются  специфические принципы (будут рассматриваться в соответствующих темах).

 Содержание  пед.  процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всего, что  накоплено человечеством; какие качества личности воспитывать.  Оно определяется ФГОС (Федеральными Государственными образовательными стандартами) – для каждой ступени образования, и находит

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
79 Kb
Скачали:
0