Дидактические системы, их характеристика. Принципы современной дидактики

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Ограниченность дидактики Дьюи и в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений.

? К какой системе можно отнести высказывание «Чтобы обучать Джона латыни, надо знать и Джона, и латынь». В традиционной системе важно было знать  только латынь.

Легко заметить, что и Дьюи,  и Гербарт, относят ступени обучения ко всем учебным предметам и ко всем уровням учебной работы, вследствие чего эти уровни приобретают формальный характер и претендуют на универсальность.

Наличие проблем в традиционной и педоцентристской концепциях заставляет искать пути их решения - разработана современная дидактическая система. Ее суть заключается в том, чтобы использовать положительные стороны как одной, так и другой  системы.

3. Современная дидактическая система (ее формирование  еще не завершено).

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют единство в процессе обучения.

Процесс обучения   понимается как двусторонний и управляемый:

§  учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников,

§  организует и ведет ее,

§  одновременно стимулируя их самостоятельную работу,

§  избегая крайностей традиционной, объяснительной, и реформистской, исследовательской  дидактики и используя их достоинства.

Цели обучения:   не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения.

Эта система разработана   на концепциях, предложенных такими учеными как  Петр Яковлевич Гальперин, Леонид Владимирович Занков, Василий Васильевич Давыдов,   Карл Рэ́нсом Ро́джерс (американский психолог, один из создателей  гуманистической психологии)

Учебный процесс построен на переходе от репродуктивной к поисковой деятельности ученика. Задача учителя – поставить цель, проблему; он является активным помощником в поиске выхода из  проблемной ситуации. Но, в отличие от педоцентрической концепции, учитель не   ждет, пока ученик найдет проблему, он искусственно создает ее. В ходе совместной деятельности учителя и ученика задача должна быть разрешена.

Учителя тоже не всегда осознанно осуществляют преподавание как деятельность по управлению учением школьников. Многие учителя понимают свою деятельность только как передачу знаний ученикам, объяснение и опрос, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности. Современная дидактика считает: учитель организует активную деятельность учеников по усвоению знаний, управляет ею.

В современной школе на смену традиционным концепциям приходят новые педагогические направления: сообщающее обучение, проблемное обучение, программированное  обучение, развивающее обучение, педагогика сотрудничества.

Принципы современной дидактики:

1.  Личностно-ориентированная модель взаимодействия (психологически

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
45 Kb
Скачали:
0