Программа Корпоративного университета ОАО «РЖД» для развития навыков управления и лидерских качеств руководителей, страница 4

<  Не всегда можно найти в прошлом сравнимые ситуации развития.

<  Сложно оценить успешность обучения, поскольку отсутствует внешняя обратная связь.

Примеры формулировок развивающих действий в рамках метода

<  Прочитать книгу «Х», выписать 3-7 полезных практических идей, продумать и зафиксировать ситуации, в которых их можно применить на практике. (Срок 1 месяц.)

<  Проанализировать 3 последние проекта, в которых требовалось применять компетенцию «У», выписать 2 метода, которые работали, позволяли продвинуться к результату. Продумать, как эти подходы использовать в будущем. Выбрать 2 конкретные ситуации, в которых применить выбранные успешные стратегии.

Страница 2,3,4. раздел 4 – Цели развития. Методы развития.

Обратная связь

Обращайтесь к этому методу, когда

<  после периода самостоятельного развития Вам нужно получить внешнюю оценку прогресса в развитии;

<  есть люди, чьей экспертной оценке Вы доверяете: они понимают тему и могут эффективно оценить Ваши действия и результаты, они могут дать честную обратную связь, ориентированную на ваше развитие;

<  Вы готовы услышать не только позитивные, но и критические оценки.

Что делать? Как получить максимальный обучающий эффект?

<  Ставить перед выбранными экспертами задачу оценки эффективности выполняемых Вами действий регулярно.

<  Договариваться с экспертом до начала действия / наблюдения, о чем именно Вы хотите получить обратную связь, чтобы можно было фиксировать элементы поведения по ходу выполнения работы, а не после ее завершения.

<  Просить отмечать как Ваши сильные стороны, так и стороны, требующие дальнейшего развития.

<  Получать обратную связь о Ваших действиях с разных сторон и точек зрения (от людей, исполняющих разные роли в организации: подчиненных, коллег, руководства, клиентов; от людей разного типа: более и менее критичных, более и менее похожих на Вас, и т.п.).

<  Благодарить за обратную связь.

<  Обдумывать полученную обратную связь, делать выводы и использовать их, выполняя задачу в следующий раз.

Когда метод неприменим?

<  Когда действия и результаты не наблюдаемы извне.

<  Когда не существует критериев оценки успешности действий и их результатов.

<  Когда не у кого запросить обратную связь.

<  Когда у Ваших действий нет экспертов, которым Вы доверяете.

<  Когда Вы по каким-то причинам не готовы воспринять обратную связь.

Примеры формулировок развивающих действий в рамках метода

<  Попросить г-на Иванова в течении 3 месяцев после каждого выполнения мною действий типа А давать мне обратную связь по критериям В и С, отвечая на вопрос, что в моем поведении соответствовало и не соответствовало критериям В и С.

<  Попросить г-на Петрова проанализировать мой документ Х по критерию У и отметить, что по этому критерию было написано хорошо, что можно было написать лучше и что можно было сделать по-другому (до 1 ноября 200Х года).

Страница 2,3,4. раздел 4 – Цели развития. Методы развития.

Обучение на опыте других

Обращайтесь к этому методу, если

<  Вам необходимо освоить конкретные практические приемы, эффективные в конкретных  ситуациях.

<  в Вашем окружении есть люди, которые могут выступить в качестве примера успеха в выбранной области (поведение, опыт и экспертиза).

Что делать? Как получить максимальный обучающий эффект?

<  Как можно чаще взаимодействовать и совместно выполнять работу с более компетентными коллегами, обладающими теми качествами и навыками, которые Вы стремитесь в себе развить.

<  Обращаться к ним с конкретными запросами, соответствующими Вашим целям развития. Просить рассказать:

a)  как они выполняют конкретную работу (на примерах);

b)  в чем состоят их маленькие практические секреты успеха, ноу-хау;

c)  где и как они научились это делать, что помогло им научиться.

<  Наблюдать за их работой, за конкретными действиями, которые они осуществляют в типовых и критических ситуациях. Записывать ценные идеи и практические ходы. Переносить их в свою практику.

В чем ограничения метода?

Метод невозможно использовать, если в Вашем окружении нет коллег, которые могут выступить для Вас в качестве модели успеха:

<  более опытных коллег просто нет;

<  опытный коллега, являясь практиком, добивается успеха такими методами, которые не подходят лично для Вас.

Примеры формулировок развивающих действий в рамках метода

<  В течение месяца пронаблюдать, как г-жа Сидорова выполняет работу типа Х, зафиксировать полезные приемы. Продумать ситуации, где их можно опробовать.

<  Расспросить г-на Кузнецова, как он выполняет действия типа Y, какие методы использует, какие ноу-хау у него есть. Записать 5-7 полезных идей, которые можно использовать в моей работе (до 15 января 200Х года).

Страница 2,3,4. раздел 4 – Цели развития. Методы развития.

Развивающие проекты.

Обращайтесь к этому методу, если

<  есть качества, умения или навыки, которые необходимы для Вашего дальнейшего развития, однако Ваша текущая работа не содержит условий для их проявления и отработки;

<  Вы чувствуете в себе силы для участия в проектах, которых еще никогда не пробовали выполнять;

<  Вы верите в свою способность сочетать их с текущей работой.

Что делать? Как получить максимальный обучающий эффект?

<  Работать в «зоне ближайшего развития»: участвовать в проектах, которые по определению сложнее, чем те задачи, для решения которых Вам достает компетентности.

<  Выбирать в качестве развивающих краткосрочные проекты (не более года, а лучше до 3 месяцев).

<  Искать такие проекты, для успешного выполнения которых критическими оказываются именно те качества, которые Вы стремитесь в себе развить.

<  Не бояться неожиданных, нетипичных ситуаций: именно они становятся источником наиболее ценного развивающего опыта.

В чем ограничения метода?