Смех и смеховая форма в жизни дошкольников, страница 9

Таблица демонстрирует развитие смеховых проявлений по ходу развития игровой компетентности. Для второго уровня развития игры характерны улыбка и смех, причем звучат они исключительно в ситуациях 2 и 3, тогда как ситуация 2, то есть момент предъявления «перевернутых» правил еще не выглядит для детей смешной. Активных (баловство и шутка) смехопроявлений на этом уровне не отмечено вовсе.

Третий уровень отличается от второго, прежде всего появлением смеха и улыбок в ответ на предъявление «перевернутых» правил (ситуация 2). То есть для этого уровня характерно понимание «перевертыша» как смеховой формы, чего не отмечено на втором уровне.

Четвертый уровень развития игры дает о себе знать появлением всех указанных нами смехопроявлений — и пассивных, и, чего не отмечено на предыдущих уровнях, активных. Дети уже не только смеются и улыбаются во всех трех ситуациях, причем все без исключения 10 участвовавших в эксперименте детей, — они также и балуются, и начинают шутить непосредственно в игре. Общее количество смеховых проявлений на этом высшем уровне развития игры резко возрастает по сравнению с предыдущими уровнями (26 на втором уровне, 28 на третьем при 78 на четвертом), что, на наш взгляд, позволяет обсуждать этот уровень как принципиально отличный от двух предыдущих и более ранних именно своей «веселостью», особенно появлением «смеховой активности» детей: играя, они балуются и шутят, чтобы вызвать смех окружающих, чего совсем не отмечено на втором и третьем уровнях развития игровой компетентности.

Приведем протоколы с видеосюжетов с участием детей, показавших различные уровни развития игры.

II уровень

Играют Таня (3;8) и Вадик (4;0). После трехкратной игры в «кошки-мышки» экспериментатор предлагает: «А теперь давайте играть так, что мышка будет ловить кошку». Дети стоят и без заметных эмоциональных проявлений смотрят на экспериментатора. Э.: «Давайте так играть?» (Таня кивает, Вадик молчит). Э.: «Кто кем будет?» Т.: «Я буду кошкой». Э.: «Ты будешь кошкой?» (Таня кивает). А Вадик мышкой? (Вадик кивает). Ну, договорились. (Дети начинают бегать по кругу друг за другом и делают это 16 секунд, при этом радостно визжа и смеясь, потом Таня хватает Вадика за плечи обеими руками). Т.: «Ам!» Э.: «Кто кого съел?» Т.: «Я съела...» Э.: «А ты кто?» Т.: «Кошка...» Вадик: «А я мышка...»

III уровень

Саша (5;9) и Владик (4; 10), играют во врача и больного. Саша (врач, в белом халате): «Что у тебя болит?» Владик: «У меня болит животик... Еще животик и... вот здесь» (показывает под мышкой). Саша идет к аптечке, берет трубку, слушает ею Владику живот, меряет термометром температуру. В.: «А таблетку?» Саша дает ему таблетку. В.: «Ну все, снимай халатик». Э.: «А сейчас будет история, как больной лечил врача». Саша смеется, Владик серьезно смотрит на экспериментатора, затем говорит: «Я больной» (машет правой рукой в сторону экспериментатора). Саша подходит к аптечке, открывает, затем смотрит на больного. Подходит к Владику, говорит: «Ты меня... Ну-ка... Поменяйтесь местами... Поменяйтесь...» (Меняется местами с Владиком). Саша подходит к аптечке, открывает, слушает трубкой Владика. Берет шприц, открывает его; шприц при этом издает характерный громкий хлопок. Оба мальчика весело смеются. Саша дает Владику таблетку, делает укол. С.: «Еще где болит?» В.: «Еще здесь, здесь и вот здесь полечи» (показывает разные части своего тела). Саша «лечит» молча. В.: «Ну все, теперь я буду больной».

IV уровень