Смех и смеховая форма в жизни дошкольников, страница 7

Видеоматериалы служили следующим целям:

а) определение уровня игровой компетентности каждого ребенка;

б) определение наличия различных смеховых проявлений каждого ребенка в трех игровых ситуациях: в ситуации обычной игры, в ситуации выслушивания «перевернутых» правил и в ситуации игры по «перевернутым» правилам;

в) анализ и интерпретация конкретных феноменов смеха.

Определение уровня игровой компетентности проводилось методом экспертных оценок (эксперты — 6 человек, психологи, работающие в области детской психологии) на основании сформулированных Д.Б. Элькониным критериев.

Уровни развития игры (дальше — уровни игровой компетентности), по Д.Б. Эльконину, характеризуются следующими параметрами (см.: [23, с.с. 208-211]):

1 уровень. Центральное содержание игры — действия с определенными предметами, которые и определяют роли. Как правило, роли не называются и дети не называют себя именами лиц, чьи роли они на себя взяли. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается без протеста со стороны детей.

2 уровень. Основное содержание — действие с предметом, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Логика действий определяется реальной последовательностью (как в жизни). Количество действий расширяется, появляются новые типы действий. Нарушение последовательности действий не принимается, причина неприятия не объясняется детьми.

3 уровень. Основное содержание — выполнение роли и вытекающих из нее действий. Появляются специальные действия, передающие характер отношений между изображаемыми персонажами. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют действия и их характер. Появляется специфическая ролевая речь. Нарушение логики действий опротестовывается, обычно ссылкой на то, что «так не бывает».

4 уровень. Основное содержание — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Роли определены: на протяжении игры ребенок ведет одну линию поведения, заданную ролью. Ясно вычленены правила, которым следует ребенок. Для детей явна рациональность правил, которой они обосновывают свой отказ от нарушения логики действий.

В нашем эксперименте двум детям после установления с ними доверительных отношений предлагалось поиграть в две игры — игру про то, как кошка ловит мышку, и про то, как врач лечит больного. В случае согласия обоих детей их игра фиксировалась на видео. После трехкратного проигрывания детям предлагалось поиграть по «перевернутым» правилам: мышка ловит кошку, больной лечит врача.

Таким образом, мы получали три разных ситуации:

sit.1 —игра по обычным правилам;

sit.2 — знакомство с «перевернутыми правилами и реакция на них и

sit.3 — игра по «перевернутым» правилам. По нашей гипотезе, смех по поводу «перевернутых» правил мог прозвучать только тогда, когда

а) дети знакомы с реальным положением вещей, утвердились в нем и

б) могут зафиксировать противоречие и отнестись к нему «как «эксперты».

Но чтобы смех звучал также и в ситуации 3, этого недостаточно:

в) ребенку необходимо также в ситуации играния уметь удерживать противоречие между непосредственным действованием и противоречащей ему условной ролью. Только на высшем уровне развития игры, когда это становится возможным, и может звучать смех «по поводу» непосредственно в ситуации играния. По результатам эксперимента было выделено четыре вида смеховых проявлений: улыбка, смех, баловство и шутка. Основания такого расположения феноменов следующие.

Улыбка стоит первой в этом ряду как онтогенетически наиболее раннее проявление. Многие авторы полагают улыбку младенца свидетельством начала собственно человеческой, социальной жизни. Н.М. Прихожан и А.А. Толстых приводят данные, согласно которым улыбка появляется на втором-третьем месяце и у слепых от рождения детей [16; с. 71].