Сколиоз. Оперативное лечение сколиоза: показания, задачи, методы коррекции, способы фиксации, страница 2

Т.С.Зацепин /1949г./ делил сколиозы на две большие группы: врожденные и приобретенные.  К первой группе относил сколиозы, развившиеся на почве добавочных позвонков, синостозов ребер, аномалий крестцово-поясничной облети; ко второй - рахитический, привычный, статический, паралитический,  школьный, профессиональный, травматический, рубцовый, сирингомиелитический, рефлекторно-болевой.  Последующие классификации отличаются большей детализацией перечня заболеваний, при которых развивается сколиоз, появляется понятие идиопатического сколиоза, дисплаотического сколиоза.

Уже знакомство с классификациями позволяет изо всех видов сколиоза выделить две группы. В одной сколиоз является симптомом самостоятельного заболевания и его этиопатогенез непосредственно связан с этиопатогенезом основного заболевания /паралитический сколиоз при полиомиелите, сколиоз при рахите, посттравматические сколиозы и пр./, в другой - сколиоз является самостоятельной нозологической единицей - сколиотической болезнью /идиопатический сколиоз, диспластический сколиоз/ и этиопатогенез этой болезни - проблема, еще полностью нерешенная.

Сколиотическая болезнь, начинаясь искривлением позвоночника во Фронтальной плоскости, по мере прогрессирования заболевания приводит не только к усугублению Деформации, но и к нарушению Функции внутренних органов, к появлению неврологических расстройств, В первую очередь при сколиотической болезни страдают органы грудной полости и средостения; нарушение их деятельности ведет к хронической гипоксии, что оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка, формирование и функцию всех органов и систем.

Символ ортопедии - молодое деревце с искривленным стволом, который надежно привязан к прямому прочному стержню. Этот символ как бы сразу определяет, что в ортопедии проблема сколиоза, его лечения стоит на первом месте.   

Частота сколиоза по данным разных авторов различна: от 1,3% /К.А.Молчанова, 1937 г./ до 4О,9% /В.Б.Гандельман с соавторами,  1948 г./. Такая большая разница цифр заболеваемости объясняется скорее разным подходом к определению сколиоза и разным контингентом обследуемых детей, чем истинным ее состоянием, тем более, что большинство авторов дают цифры заболеваемости сколиозом до 10%5 /Ленинградский институт им. Г. И. Турнера - 8,1%, М.И.Куслик - 9,1%, Н.И.Пирогов - 9-10%/.

У детей первых лет жизни сколиоз встречается у мальчиков и девочек одинаково часто, но у старших детей отмечается явное преобладание девочек среди детей, страдающих сколиозом /в 5-7 раз/. Это преобладание пытаются объяснить более слабым мышечным корсетом девочек, меньшей их подвижностью и физическим развитием.

В вопросах этиопатогенеза сколиоза до настоящего времени нет единства мнении, особенно при изучении этиопатогенеза идиопатического или диспластического сколиозов.

Многими авторами придается большое значение дефектам развития мышечного аппарата при возникновении и развитии сколиоза /Schede, 1924г., P.P.Вреден, 1927г., М.И.Куслик, 1958г., Л.И.Шулутко, 1963г. и др./, другими роль мышц в возникновении деформации отрицается, но признается в развитии сколиоза. Во всяком случае, ослабление мышц на стороне искривления позвоночника большинство ортопедов считают вторичным.

Еще в прошлом веке был сформулирован закон Гютера-Фолькмана /Hueter-Volkmann, 1862г./, согласно которому при неравномерном давлении на суставные концы растущей детской кости рост ее становится асимметричным: на стороне давления - замедлен, на противоположной стороне - ускорен, что способствует развитию деформации. Этим законом многие ортопеды пытались объяснить возникновение сколиоза у детей с асимметричной осанкой /например, так называемые "школьные" сколиозы/. Однако в настоящее время доказано, что осанка быть причиной сколиоза не может, но при наличии дополнительных, факторов она способствует развитию деформации.