Развитие связной речи детей дошкольников на основе коммуникативного подхода

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Пырьева А.А.,

зам зав по УВР

МДОУ Детский сад № 2 «Сказка»

Г.Нягань

Развитие связной речи детей дошкольников на основе коммуникативного подхода

Понятие «коммуникативный подход» (или принцип  «коммуникативной направленности обучения») встречается сейчас едва ли не в каждой работе, связанной с проблемами развития речи дошкольников.

Слово «коммуникация» происходит от латинского «communication» - делать общим, связывать, общаться. Слово многозначное, но почти во всех европейских языках оно используется в значении «общение». Коммуникативный подход в обучении в самом общем виде как раз и означает направленность работы на общение, или, как часто пишут в методиках, на формирование коммуникативной компетенции -  способностей для общения и в общении.        

Данная группа названа компетентностью и включает в себя умение продуктивно  взаимодействовать в  разных системах. Данное  понятие содержит в себе  получение необходимой информации через общение: в диалоге с взрослыми и сверстниками; в отстаивании своей точки зрения; в соотнесении своих интересов с устремлениями других людей и, несомненно, в умении оказывать и принимать помощь.

Коммуникация – это передача содержательной информации на определенную тему, поэтому методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ позволяют развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенную тему. Эти методы позволяют достаточно четко держать объект и его признаки, устанавливать причинно – следственные связи и высказывать свою точку зрения на результаты взаимодействия объектов.

Коммуникативная компетентность связана с толерантностью, которая включает в себя уважение к ценностям других людей и их принятие как данность.

Коммуникативная компетентность включает культурные нормы реагирования на конфликтные ситуации.

Группа коммуникативной компетентности представлена следующими составляющими:

1.  умение продуктивно взаимодействовать в системах «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый»:

·  умение выслушать другого и прийти к общему решению;

·  умение вести диалог с взрослыми и сверстниками;

·  умение отстаивать свою точку зрения в общении;

·  умение получать необходимую информацию в общении;

·  умение принимать помощь;

2.  умение с уважением относиться к ценностям (религиозным, этническим, личностным, профессиональным) других людей; умение соотносить свои устремления с интересами других людей;

3.  умение реагировать в конфликтных ситуациях  в соответствии с культурными нормами.

Психологическое обоснование   коммуникативного подхода к обучению языку и речи  стали работы известных отечественных ученых  (А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин и др.)

Л.С.Выготский писал, что «первоначальная функция речи является коммуникативной функцией. Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания» (Выготский, 2000, с 16) С.Л. Рубинштейн придерживался такой же точки зрения: «Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка… это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого» (Рубинштейн, 1989, с 443) И в другом месте: у речи «одна основная функция, ее назначение – служить средством общения» (там же, с.451).

А.А.Леонтьев считает, что речевая деятельность «есть специализированное употребление речи для общения и в этом смысле – частный случай общения» (Леонтьев, 1997,(а), с.64).

И.А.Зимней речевая деятельность определяется – как реализация общественно-коммуникативной деятельностью людей в процессе вербального общения

Похожие материалы

Информация о работе