Описание объектов детьми 2-3 лет

Страницы работы

Содержание работы

Киреева В.Ю.,

воспитатель

Описание  объектов детьми 2-3 лет

У подрастающего человека в возрасте 2-3 лет формируются первые мыслительные операции обобщения и абстрагирования.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается процесс познания.

Познание мира подрастающего человека в основном идет путем определения некоторых признаков объектов с помощью анализаторов.

Дети усваивают сенсорные эталоны, которые позволяют малышу пользоваться ими как ориентирами в процессах восприятия и познания окружающих объектов.

Итак, базовой моделью ознакомления с сенсорными эталонами мы принимаем модель «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Признаком мы называем какую – либо  характеристику объекта. Например: Слон (объект) – большой (признак) или имеет размер (тоже признак). Поэтому первый шаг в организации процесса познания ребенка – осознание, что все в мире может быть объектом, и что описание этого объекта возможно через признаки. Любой признак имеет обобщающее имя (цвет, форма, размер, запах, вкус, температура и д.)    

Необходимо первоначально направить усилия на целенаправленное формирование обобщенного понятия имя признака, а значения данного признака находить с помощью органов чувств. У маленьких детей значительно быстрее идет формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, работая по алгоритму с именами признаков и их значениями.

В нашем дошкольном учреждении мы используем данную модель в работе с детьми 2-3 лет. Обучение по данной модели проходит в игровой форме еженедельно индивидуально и с малыми подгруппами детей в повседневной учебной ситуации. В разговорной речи с детьми мы часто используем слова «объект», «признак», «имя признака», «значок». Игровые тренинги с детьми проводятся по 14 признакам:  температура, влажность, размер, запах, вкус, форма, части, действие, рельеф, цвет, место, звук, вкус. Мы знакомим детей с игровым пособием «Аквариум с рыбками». Рыбки – это схемы имен признаков.

Мы знакомим детей с одним признаком в течение двух недель. Сначала с детьми проводятся игровые упражнения по поиску признака в ближайшем окружении. Например: при ознакомлении с признаком «влажности» дети в течение определенного времени ощупывают руками разные предметы в ближайшем окружении и ищут объекты мокрые, сухие, влажные и т.д. При этом воспитатель постоянно проговаривает с детьми несколько раз данное имя признака. Например: «Ребята, какая по влажности матрешка». Через несколько дней мы показываем схематическое изображение данного  имени признака. От имени этого значка задает вопрос. Например: «Этот значок спрашивает нас, какой объект по влажности?» В течение длительного времени (7 – 10 дней) мы обращаем внимание детей на значок имени признака и от его имени задаем вопрос к объекту. Дети ищут значение данного признака в окружении.

В возрасте 2-3 лет детям надо давать возможность знакомиться с одним именем признака достаточно длительное время. Например, с именем признака «форма» дети играют в течение 2-2,5 недель, они узнают значение этого имени признака руками, а потом и глазами.

Таким образом происходит знакомство со всеми признаками в течение учебного года.

К концу года дети самостоятельно открывают схему какого-либо имени признака, начинают искать значения этого признака в ближайшем окружении.

Игры и упражнения с именами признаков способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности.

Нами разработано дидактическое пособие «Умное кафе», которое мы используем в образовательной и игровой деятельности.

Цель: закрепить знания детей об именах признаков и их значениях

Игровое действие: ребёнок берет знак имени признака, находит данный значок имени признака на мешочке, достаёт игру из мешочка.

Ход:

Например: значок имени признака количество.

Воспитатель: найди такой же значок на мешочке

Ребёнок: находит, называет, показывает.

Воспитатель: достаёт игру, показывает карточки, спрашивает, что это за объект?

Ребёнок называет - машина.

Воспитатель: о чем спрашивает этот значок машины?

Ребёнок: сколько машин по количеству.

Воспитатель показывает другую карточку.

Ребёнок отвечает.

В процессе планомерной и систематической работы с детьми 2-3 лет, дети в игровой форме учатся считывать схемы имен признаков, закрепляют название имени признака, что стимулирует их умственную активность.

Похожие материалы

Информация о работе