Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам составления сказок по правилам дорожного движения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Прямолинейные, декларативные требования соблюдать принятые правила чаще всего оказываются мало эффективными. У детей дошкольного возраста легче и прочнее усвоится то, что им понятно и интересно.

Работая над расширением и уточнением знаний, умений, навыков у детей по здоровому образу жизни, в частности, по правилам дорожного движения мы использовали различные формы обучения:

-  проблемно – игровые  ситуации;

-   рассматривание картин по ПДД (см. приложение № 1);

-  комплексные занятия по ЗОЖ;

-  чтение и анализ детской художественной литературы и детской научно – популярной (см. приложение № 2);

-  разучивание стихов, загадок (см. приложение № 2);

-  сюжетно – ролевые игры;

-  настольно – печатные игры (см. приложение № 3);

-  дидактические игры (см. приложение № 3);

-  целевые прогулки (см. приложение № 4);

-  консультации для родителей по данной теме (см. приложение № 5).

Нами установлено, что особенно эффективным средством формирования навыков связной речи и усвоения правил дорожного движения является составление сказок.

Этапы по составлению сказок по ПДД.

I этап.   Предварительная работа. Составление педагогом перспективного плана по чтению сказок.

II этап.   Чтение и анализ литературных произведений по плану.

Цель: дать детям знания о структуре сказки, отметить языковые особенности сказок.

Итог:

  1. Выведена структура сказки (см. приложение № 6).
  2. В конце II этапа дети пользуются схемой, могут составить и рассказать сказку.
  3. Составлена картотека опорных слов и сказочных выражений (см. приложение №7).

III этап.  Сочинение сказок (не только по ПДД), используя такие формы организации детей, как:

  1. Групповая.
  2. Подгрупповая (по 3-4 человека).
  3. Индивидуальная.

Согласно перспективному плану, в течение года были составлены сказки по правилам дорожного движения с использованием следующих методов РТВ:

  1. Составление сказки методом «Каталога» (приложение № 8).
  2. Составление сказки методом ТПФ:

а)  используя приём «оживления» (см. приложение № 9);

б)  используя прием «наоборот» (см приложение № 10).

  1. Составление сказок с помощью метода морфологического анализа (см. приложение № 11).

Составление сказки методом «Каталога».

Цель: научить детей делать связки между разрозненными словами по единой сюжетной линии; развивать оригинальность воображения; формировать умение рассуждать. Обогащать знания детей по ДПП.

Форма работы: фронтальная.

Алгоритм:

  1. Выбор книги (подбирается книга по ПДД).
  2. Поочерёдно книга открывается на любой страницы с поиском слов, как ответов на вопросы:

-  жил-был кто? (положительный герой).

-  Какой он был? Что хорошего умел делать?

-  Жил-был кто? (отрицательный герой).

-  Какой он был? Что плохого он делал?

-  Что плохого сделал положительному герою?

-  Кто помог нашему герою?

-  Как это произошло?

-  Что произошло с друзьями?

  1. Повтор получившейся сказки.
  2. Придумывание названия сказки.
  3. Рисование по сюжету сказки.

Рекомендации:

·  После двух – трёх вопросов следует повторить то, что уже известно в сказке.

·  Если затрудняются в выборе окончания сказки по книге, то придумывание окончания с помощью «мозгового штурма».

Сочинение сказки по картине с приемом «оживления».

Составление такого типа сказки целесообразнее делать на основе картин по ДПП.

Цель: учить подбирать слова для выражения состояния героя; закреплять умение наделять героев не свойственными для них человеческими качествами; развивать оригинальность воображения; создать условия для «вхождения» детей в образ. Для составления сказки использовать знания по ДПП.

Алгоритм:

  1. Выбор картинки.
  2. Приглашение Волшебника Оживления. Обсуждение объектов, наделение их человеческими качествами.
  3. Обсуждение возникшей ситуации.
  4. Личная аналогия. Составление рассказов «Я – образ» (что чувствую, что скажу).
  5. Вывод: мораль сказки, правило.
  6. Повторение получившейся сказки.
  7. Придумывание названия сказки.
  8. Рисование по сюжету сказки.

Рекомендации:

·  Целесообразно применение наглядности со схематическим обозначением качеств объектов.

·  Необходимо сделать пособие «мудрая ромашка» - арсенал пословиц, поговорок или правил по ДПП.

Составление сказки с приемом «Наоборот».

Составление такого типа сказки целесообразнее делать на основе картин по ДПП.

Цель: учить детей «входить» в воображаемые ситуации, преобразовывать их на противоположные значения и создавать на этой основе индивидуальные сказки. Развивать произвольность и оригинальность воображения. Учить детей правилам поведения на улице.

Алгоритм:

  1. Показать картины (по ПДД) обсуждение смысла.
  2. Преобразование ситуации с помощью волшебника Наоборот.
  3. Вывести мораль о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
  4. Индивидуальное сочинение сказок (обязательное записывание взрослыми).
  5. Представление сказочных текстов.
  6. Рисование по сюжету сказки.

Рекомендации:

·  Зачитывает сказку тот взрослый,  который записывал её. Ребенок дополняет текст.

·  Целесообразно перед сочинением сказки вспомнить с детьми

Похожие материалы

Информация о работе