Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с применением игр на основе ТРИЗ/РТВ-технологии, страница 3

Ход игры: детям предлагается следующая таблица:

Ребята, у нашего человечка нет лица, нет эмоций (выражения лица), сейчас он вместе с нами будем путешествовать по цветной дорожке и обретать разные эмоции. Человечек  ступил на красную дорожку, давайте представим, что все вокруг нас красное, какие ощущения мы будем испытывать, какие чувства. Дети дают словесные определения. Затем детям предлагается выбрать ту пиктограмму, которая по их мнению, больше подходит для красного цвета.

Комментарии: правильных ответов в этой игре нет, учитываются и приветствуются мнения всех детей, какими бы разными они не были. Количество цветов для начало может быть меньшим.

Игры с использованием колец Лулия.

Цель: закрепление навыков соотнесение музыки и эмоции, знаний музыкальных произведений.

Материал: кольца Лулия: нижний круг разбит на 8 секторов, каждому сектору соответствует свой цвет, верхний круг разбит на сектора по эмоциям (радость, грусть, обида, застенчивость, злость, страх, интерес).

Ход игры: дети делают первый выбор стрелкой выбирая цвет,  второй выбор эмоция. Например: желтый цвет, эмоция – грусть. Дети ищут ответ на вопрос: «В каком музыкальном произведении грусть может быть желтого цвета?»

2-ой  цикл занятий: совместно с детьми раскладывается экспрессивный ряд  оттенков эмоций от самого слабого до самого сильного оттенка (критерием такого ряда служит мимика, изображенная на картинках), для лучшего запоминания названий оттенков эмоций в этом цикле занятий можно использовать 

игру линейная «Данетка», особенностью проведения этой игры в данном виде занятий является используемый критерии – насыщенность (сила) оттенков эмоций. Пример. Перед началом игры один из детей раскладывает экспрессивный ряд оттенка какой—нибудь эмоции от самого слабого до самого сильного (мы получаем экспрессивный ряд), затем взрослый или (когда игра и названия оттенков эмоций будут освоены детьми) и ребенок загадывает название оттенка эмоции разложенной на доске. Остальные должны отгадать загаданной, задавая определенные вопросы, касающиеся силы проявления данного оттенка. Принимаются вопросы следующего вида:

Этот оттенок радости (грусти, злости) средний по силе?

Этот оттенок радости(грусти, злости) самый сильный (самый слабый)?

Этот оттенок радости(грусти, злости) сильнее (слабее) чем (озвучивается название оттенка эмоции, с которым хотят сравнить)

Игра с применением морфотаблицы.

Материалы: морфотаблица, набор пиктограмм эмоций для каждого ребенка, оттенки основных цветов (по насыщенности).

Ход игры: детям предлагается морфотаблица как и в предыдущей игре (см.выше), но вместо основных цветов на нижней строке морфотаблицы раскладываются оттенки одного цвета по насыщенности.

Инструкция: Ребята, у нашего человечка нет лица, нет эмоций (выражения лица), сейчас он вместе с нами будем путешествовать по цветной дорожке и обретать разные оттенки одной эмоции. Давайте выберем оттенки того цвета, который хотим, разложим его от самого светлого до самого насыщенного, а затем пустим путешествовать человечка по нашей дорожке, давайте посмотрим как будет изменяться выражение его лица.

3-ий. цикл занятий: творческий цикл, в котором происходит закрепление полученных знаний через сочинение загадок и метафор. Сочинение происходит по следующему алгоритму: в первой строчке объясняется к какой базовой эмоции принадлежит загаданный оттенок, например: «это оттенок радости (грусти, страха, злости)…», вторая, третья строчки – сравнения или противопоставления данного оттенка эмоции с предметами или явлениями окружающего мира, в последней строчке описываются ситуации, когда загаданный оттенок могут испытывать люди – «…человек его испытывает,  когда…», «мы его испытываем, когда..», «я его испытываю, когда…».

Примеры загадок и метафор, сочиненных детьми 6-ти лет:


Этот оттенок радости

Энергичный как зарядка,

Улыбающийся как клоун  (веселье)

Этот оттенок радости

Прыгающий, но не мяч,

Человек его испытывает,

Когда побеждает.  (ликование)

Этот оттенок радости

Яркое, как утреннее солнце.

Его испытывают,

Когда у нас всё получается

(ликование)