Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с применением игр на основе ТРИЗ/РТВ-технологии

Страницы работы

Содержание работы

Гурылева Л.В.,

Педагог-психолог

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста  с применением игр на основе ТРИЗ - РТВ - технологии

Эмоциональной развитие детей, на сегодняшний день, является наиболее актуальным направлением в работе с детьми. Формирование адекватного эмоционального реагирования на окружающий мир, умение различать эмоциональные проявления у себя и других людей способствует развитию рефлексии, личностной идентичности и успешной социализации детей. Успешная социализация ребенка подразумевает высокую коммуникативную компетентность (вербальную и невербальную). Для детей дошкольного возраста основой коммуникации являются невербальные средства, т.е. средства экспрессивного выражения отношений друг другу, окружающим взрослым и различного рода взаимодействий. А для развития экспрессивной составляющей эмоциональной сферы требуется адекватно сформированное представление об эмоциях, некоторые составляющие которого успешно можно формировать с использованием игр на основе ТРИЗ\РТВ – технологии. Представления об эмоциях могут быть структурированы следующим образом:

-  представления об обобщенном эмоциональном явлении;

-  представления об амбивалентности эмоций;

-  представления об экспрессивном выражении эмоций (мимика, пантомимика, речь, вегетативные реакции, двигательные реакции);

-  представления о ряде эмоциональных модальностей;

-  представления о содержании эмоциональных переживаний;

-  представления о социально-культурных нормах эмоционального выражения.

В представления об обобщенном эмоциональном явлении  (понимании эмоций) могут входить знания, касающиеся причин эмоций, физиологических изменений, внешних действий, мотивов, вокальной и лицевой экспрессии.

В представления об амбивалентности эмоций входит:

а) знание того, что две эмоции противоположного знака могут существовать одновременно и по отношению к одному и тому же лицу; б) осознание того, что конфликтные эмоции взаимодействуют друг с другом и изменяют друг друга; в) понимание того, что суммарное эмоциональное переживание обусловлено одновременно несколькими разнородными причинами. Важным компонентом формирования представлений об амбивалентности эмоций является развитие способности осознания амбивалентности эмоции, что достигается на определенном этапе возрастного развития: ребенок в 5 лет имеет единичные репрезентации ля отдельных эмоций, каждая из которых жестко связана со своим объектом, эмоции трактуются последовательно; в 7 лет   у ребенка появляются общие реперзентации для эмоций одинаковой валентности (одна – для позитивных эмоций, другая – для негативных), в пределах которых ребенок может контролировать один тип переменных.

В представления об экспрессивном компоненте эмоции входят следующие элементы внешнего проявления эмоции: экспрессия (мимика, пантомимика), речь, поведенческие действия человека (двигательные реакции), вегетативные реакции. Дошкольники имеют четкие представления о комплексе вегетативных изменений в связи с определенными эмоциональными состояниями (вспотел от страха, покраснел от стыда, заплакал от обиды и др.).

Представления об эмоциональной модальности и яде эмоциональных модальностей являют из себя комплексный  феномен, содержащий следующие компоненты: нейрофизиологический, двигательно-выразительный (экспрессивный), осознаваемое субьективное переживание. По мнению исследователей, в представлениях о модальности у детей зависит дошкольного и школьного возраста наблюдается ярко выраженная возрастная динамика диапазона модального ряда. Так, для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) характерно понимание только простых эмоций (радость, страх, печаль и злость). Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) демонстрируют расширение модального ряда за счет социализации эмоциональных переживаний (обида, стыд, вина).

Особое место в познании эмоциональных явлений занимают представления о содержании эмоциональных переживаний (импрессивный компонент эмоции). Формирование представлений о содержании эмоциональных переживаний связано с объемом и спецификой индивидуального эмоционального опыта ребенка. Содержание представлений об импрессивном компоненте эмоции находится в тесной  зависимости о возрастной динамики  способности к переживанию той или иной эмоции, способности к осознанию и вербализации собственных переживаний, а так же от индивидуальных особенностей эмоционального развития. Считается, что только к 7 годам у ребенка возникает структура переживаний с определенным обобщенным значением для каждой эмоции, а так же осмысленная ориентировка в собственных переживаниях («я радуюсь», «я сердит»).

Похожие материалы

Информация о работе