Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с применением игр на основе ТРИЗ/РТВ-технологии, страница 2

Блок представлений о социально-культурных нормах эмоционального выражения является одним из ведущих в информационной системе социализации личности. В среднем усвоение социально-культурных норм эмоционального выражения происходит к старшему дошкольному возрасту.

В своей работе мы используем игры на основе ТРИЗ/РТВ – технологии для формирования экспрессивной составляющей эмоции. Целью работы являлось формирование эталонов экспрессии, формирование представлений об экспрессивном выражении эмоций, формирование представлений о ряде эмоциональных модальностей и содержание эмоциональных переживаний.

Нужно отметить, что изменения в представлениях об эмоциях у детей, коснулись не только тех структурных компонентов, формирование и развитие которых являлось целью нашей работы, но так же  расширились представления об обобщенном эмоциональном явлении, амбивалентности эмоций: для детей 5-6 –ти лет стали доступны общие репрезентации для эмоций одинаковой валентности, в пределах которых ребенок мог контролировать один тип переменных, а у детей 7-го года жизни произошла дифференциация внутри репрезентации объектов, появились возможности согласовывать разные эмоциональные переживания с различными объектами.

Знакомя детей с различными  эмоциональными состояниями, педагоги – психологи дошкольных образовательных учреждений предъявляют только одно состояние радости, грусти, страха, злости, однако эмоциональные проявления людей гораздо сложнее и неоднозначнее, поэтому, на наш взгляд, ознакомление детей с эмоциональными состояниями людей должно проходить через ознакомление с оттенками базовых эмоций.

В своей работе мы оперируем следующими изображениями эмоциональных состояний, представленными на рисунке:

Оттенки базовой эмоции  «радость»

ликование

 

восхищение

 

веселье

 

удовольствие

 

умиротворение

 

радость

 
                                                                                                    

Оттенки базовой эмоции «грусть»

 


ужас

 

паника

 

страх

 

испуг

 

растерянность

 

стеснительность

 
Оттенки базовой эмоции «страх»

Оттенки базовой эмоции «злость»

 


Работа строилась следующим образом:

1-ый цикл занятий. Цель: ознакомление детей с различными оттенками базовых эмоции, проговаривание и обсуждение ситуаций, в которых люди испытывают тот или иной её оттенок, обращение внимания на то, что оттенки одной эмоции различны по насыщенности (силе проявления).  Формирование знаний о том, что сила эмоционального состояния проявляется в мимическом и пантомимическом выражении: чем насыщеннее мимическое выражение, тем сильнее эмоциональное состояние.

В данном цикле использовались следующие игры:

«Раз, два, три ко мне беги»

Цель: формирование представлений об оттенках эмоций, закрепление названий каждого оттенка.

Ход игры: детям раздаются карточки (см. выше) с оттенками одной эмоции или оттенками всех эмоций. В  первом случае детям дается следующая инструкция: раз, два, три, у кого в руках радость, 9ликование, восхищение) ко мне беги, здесь играют название оттенков какой-то одной базовой эмоции. Во втором случае (когда играют все оттенки) инструкция звучит следующим образом: раз, два, три у кого в руках оттенки радости (грусти, злости, страха) ко мне беги.

Игра на основе морфотаблицы «Цвет-эмоция»

Цель: расширение представлений об эмоциях у детей, развитие навыков соотнесения цвета и эмоции, развитие связной речи, словарного запаса. Материалы: морфотаблица, набор пиктограмм эмоций для каждого ребенка.