Игры и упражнения по развитию у дошкольников эмоционального восприятия объектов на сюжетных картинах сказочного содержания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

проигрывании образов русских народных сказок - зайчика, лисы, медведя, волка, кота, петуха и поросят.

Первоначальный этап работы предусматривает прочтение сказки воспитателем, а затем ее дальнейшее рассказывание по ролям с интонационной выразительностью каждого героя (изменение голоса). Изменяя голос и словесно описывая ситуацию своими словами, ребенок знакомится с внутренним миром героя, сопереживает ему, радуется, огорчается, верит в силу добра и справедливости, обретает уверенность в них и в себе.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально - нравственного, играют иллюстрации к русским народным сказкам. При рассматривании с детьми иллюстраций, особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний одного и того же персонажа, как в одной сказке, так и в разных сказках изображенных на картинках. Для этого используются следующие вопросы: «Кто изображен?», «Какой по характеру?», «Почему он грустный (веселый)?», «Почему грустный в начале сказки?», «Почему веселый в конце?», «Почему храбрый в одной сказке и труслив в другой?» Очень важно побуждать детей высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно  противоположных по характеру. При этом проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться вместе с героями.

Когда дети анализируют тот или иной образ сказочного героя, очень важно охарактеризовать его во всех ситуациях. Например, в сказке «Маша и медведь», медведь - с одной стороны он добрый, доверчивый, потому что согласился отнести короб с пирожками в деревню, хорошо относится к Маше, с другой стороны он злой, потому что не отпускает Машеньку домой и грозится съесть ее, если она убежит. В таких сказках, как «Заюшкина избушка» медведь - труслив, потому что испугался лисы.

Такой персонаж как волк, символизирует многие детские страхи и  проигрывание данного образа может кроме ролевого развития детей способствовать некоторому снижению страхов перед этим героем. Например, после проигрывания роли волка в сказке «Три поросенка», дети относятся к нему с сочувствием и жалостью. Они утверждают, что волк не был бы таким злым, если б у него были друзья. В сказке «Лиса и волк», волк - доверчив, несчастен. Дети проявляют к нему жалость.

В таких сказках «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка» - сказочный образ петушка показан в разных ситуациях - противоположных по характеру. Например, в сказке «Заюшкина избушка» - он храбрый, смелый, потому что не испугался лисы и выгнал ее из избушки зайца. В сказке «Кот, лиса и петух» он труслив, доверчив, испуган, так как попался в лапы лисы.

В начале сказки «Заюшкина избушка» характер лисы сильный, смелый - она выгоняет зайчика из его избушки. В конце же сказки - она труслива и испуганна - петушок ее победил. Дети четко прослеживают и анализируют изменения характеров героев в одной и той же сказки.

Наряду с развитием эмоционального восприятия объектов на основе сюжетных сказочных картин, большая работа проводиться по активизации словаря: использование в речи глаголов, признаков, сложноподчиненных предложений, и составление лимериков по картинке на основе художественного произведения. Детям предлагается как можно больше назвать признаков на сказочного героя по картинке, как его внешним так и внутренним особенностям.

Например: сказка «Маша и медведь». Медведь какой? - большой, коричневый, косолапый, неуклюжий, громадный, сильный, смелый, добрый, сладкоежка, доверчивый. Исходя из этих признаков, подгруппе детей предлагается сочинить четверостишие на этого героя (приложение 2).

Психологическое сближение с героями сказок проводится через игру - драматизацию по картинкам, на которых изображены один из эпизодов какой-либо сказки. Например, сказка «Маша и медведь» - на картинке изображен медведь с коробом за спиной. Дети анализируют героя данной ситуации по вопросам: «Какой медведь

Похожие материалы

Информация о работе