Игры – задания как средство обучения детей формулировке противоречий

Страницы работы

Содержание работы

Жмырева М.А.

воспитатель

Игры – задания как средство обучения детей

формулировке противоречий.

Доказано, что основы диалектического мышления можно и нужно формировать с дошкольного возраста (Н.Н. Поддъяков, Н.Е. Веракса и др.) Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решение. Дети старшего дошкольного возраста интуитивно чувствуют противоречивость ситуаций, могут работать с творческой задачей. Нами установлено, что осознанность в этой деятельности существенно повышает уровень развития интеллектуально творческих способностей детей.  В связи с этим, была определена цель поисково – исследовательской работы: поиски путей формирования у старших дошкольников осознанности при работе с противоречиями.                               

Нами определено, что оптимальным средством является система творческих заданий и дидактических игр. В их использовании необходимо придерживаться следующих этапов.

Первый этап – формирование чувствительности к противоречиям. Для того, что бы дети 4-х лет научились видеть положительные и отрицательные стороны свойства объектов, проводятся разнообразные варианты игры «Хорошо-плохо». Начинать надо с объектов хорошо знакомых детям. Игры проводятся словесно и с опорой на наглядность, для этого используются предметные карточки. Например: «Солнышко светит - это хорошо? Почему? Солнышко светит ярко - это плохо? Почему? И т.д.»

Вариантом игры «Хорошо - плохо» является игра «Маятник». Вопрос - «это хорошо?», заменяется наклоном руки влево, вопрос - «Это плохо?», наклон руки вправо. Объекты называют как  воспитатели, так и дети. Если ребенок затруднялся ответить, то с ним необходимо порассуждать. Например: «Конфета - это плохо? Если ты съешь много, много конфет, что будет? От конфет болят зубы? Как ты себя чувствуешь, когда болят зубы? И т.д.»

В игре «Наоборот» («Пинг- понг») дети подбирают антонимы к словам. Для проведения игры можно использовать мяч. Целесообразно составить словарик антонимов (существительные, глаголы, прилагательные, наречие). Усложнение этой игры идет за счет использования слов разных грамматических категорий. В старшем дошкольном возрасте вариантом игры «Наоборот», является игра «Кто (что) делает наоборот?». Дети подбирают объекты противоположные по назначению (функции). Например: воспитатель называет слово «пылесос». Функция пылесоса? - Собирать пыль, всасывать мелкие частицы. Воспитатель: - А наоборот? (распылять, раскидывать). Дети: - Это может быть фонтан или распылитель.

Когда дети научатся находить противоречивые свойства объекта можно переходить к игре «Кто (что) это может быть?». Цель  ее: учить детей находить объекта с антонимическими парами. Например: воспитатель: «Что может быть и мокрым и сухим?» (ответы детей: ботинки  - внутри сухие, снаружи - мокрые).

Следующая игра «Где прячется противоположность?». Цель ее: учить детей обозначать словами место в объектах, где находится противоположность. Например: воспитатель: «Дерево. Где прячется противоположность? (ответы детей: листики - тонкие, ветки - толстые; кора ствола - шершавая, листья - гладкие)».

В старшем дошкольном возрасте чувствительность к противоречиям через разную оценку проблемных ситуаций можно развивать с помощью игры - «Перевертыш». Эту игру хорошо использовать в водной части занятия, для снятия психологической инерции мышления. Например: В. «Мы сейчас пойдем гулять на участок, что в этом хорошего?» Ребенок: «Буду там бегать!» В. «Бегать на участке это плохо, почему?» Второй ребенок: «Потому что можно ногу подвернуть». И т.д. В ходе игры дети могут вывести правила поведения и сделать соответствующие выводы.

На втором этапе работы можно приступить к обучению детей формулировке противоречий. Сначала на пассивном этапе, потом полуактивном и активном. Взрослый выделяет объект, к которому предъявляется претензия. Идет формулировка сначала административного, а потом физического противоречия. После этого обсуждаются способы решения противоречия. Воспитатель вместе с детьми анализирует решения, подчеркивает, какой прием был использован. Например: «Низкий мост мешает проходить кораблям. Претензия к мосту. Физическое противоречие: мост должен быть высоким для кораблей, но он низкий, потому, что его таким построили. Мост разводится ночью, а сводится днем. Противоречие было решено во времени. Днем мост низкий, а ночью высокий (разводной)».

Многие проблемные ситуации взяты из художественной литературы (сказки разных народов, рассказы о природе). Например: в рассказе Ю. Могутина «Берег бродячих камушков» с детьми было сформулировано физическое противоречие: камень не живой - должен не двигаться и камень должен двигаться самостоятельно. Дети давали следующие решения противоречия: вода выбрасывала камни, скатывались с горы, землетрясение двигало камни, крот из под земли двигал камни, гусеница сидела под камнем и поэтому он двигался и т.д. Вопрос воспитателя к детям: «А гусеница может долго находиться в воде? А кто может долго находиться в воде? Камень гладкий - будет соскальзывать с морского животного? Когда камень будет держаться? (если будет ямка в камне). Что хорошего в том, что на спине у маленького животного находиться камень? (его не смогут съесть хищники)». Таким образом, с детьми подошли к тому, что камень может двигаться, если его объединить с живым существом. Камень будет служить средством защиты. В рассказе автор рассказал о крабе -  отшельнике.

Похожие материалы

Информация о работе