К вопросу обучения дошкольников анализу проблем героев в литературных произведениях в условиях дошкольного образовательного учреждения, страница 8

3. Что мешало: отсутствие возможности летать

4. Что  делал герой, чтобы решить проблему: нашла, предложила, зацепилась

5. Кто или что помог  решить проблему: догадливость лягушки, утки

6. Какой результат получился: она полетела, не удержалась и оказалась в другом болоте

7. Совет герою или жизненное правило: знай, сверчок, свой шесток

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: догадливость, смелость, смекалку

«Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкин

1. Герой: поп

2. Что хотел герой: хотел оставить своего работника без расплаты

3. Что мешало: мешала исполнительность Балды

4. Что  делал герой, чтобы решить проблему: заказал трудную службу, требовал исполнить.

5. Кто или что помог  решить проблему: попадья

6. Какой результат получился: поп расплатился за работу Балды своим лбом

7. Совет герою или жизненное правило: Скупой платит дважды

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: скупость, жадность, расчетливость

«Горшок каши» Братья Гримм

1. Герой: мать

2. Что хотел герой: хотела остановить варить горшок

3. Что мешало: забыла волшебные слова

4. Что  делал герой, чтобы решить проблему: испугалась, побежала, ела, горевала, звала

5. Кто или что помог  решить проблему: дочь

6. Какой результат получился: горшочек остановился и перестал варить

7. Совет герою или жизненное правило: всегда плохо бывает, когда знаешь что-нибудь на половину

8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: несобранность, недальновидность.

Протокол анализа литературного произведения «Заяц-хвастун»

с детьми 6- го года жизни.

Воспитатель

Дети

Загадываю загадку про зайца, дети ее отгадывают.

Ребята, напомните мне, пожалуйста, названия сказок, в которых есть герой заяц.

Молодцы, а теперь давайте все вместе вспомним сказку «Заяц-хвастун».

«Петух, заяц и лиса», «Заюшкина избушка», «колобок», «Теремок»…

Скажите, какой был заяц по характеру?

Хвастун, он все время хвастался, хвалил сам себя.

А как вы думаете, для чего заяц хвастался?

Он хотел, чтобы его все звери уважали, боялись.

А что заяц делал, чтобы его уважали?

Хвастался

А кто или что мешало зайцу?

Его трусость

А что же помогло зайцу добиться уважения зверей?

Случай, который произошел с вороной. Он спас ворону от собак.

Что получилось в итоге?

Ворона похвалила зайца, сказала, что он не хвастун, а храбрец.

Как вы думаете, какой заяц был при решении проблемы?

Находчивый, сообразительный.

Ребята, а что бы вы посоветовали тем, кто все время хвастается?

А я знаю такую русскую - народную

Хвастаться некрасиво, нужно доказать свое умение делом.

поговорку: «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит».

Протокол анализа литературного произведения «Крошечка - Хаврошечка»

с детьми  6 - го года жизни.

Воспитатель

Дети

Показываю иллюстрацию из сказки.

Ребята, из какой сказки эта иллюстрация?

Из сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Назовите, пожалуйста, героев этой сказки.

Крошечка-Хаврошечка, мачеха, дочери, корова.

Ребята, а какая мачеха была в этой сказке?

Злая, жестокая не любила падчерицу,

Что она хотела?

Хотела ее извести.

А кто мешал извести мачехе падчерицу?

Корова, она все время помогала Хаврошечке.

Что мачеха делала, чтобы извести падчерицу?

Била, журила, заставляла выполнять тяжелую работу.

А кто помогал ей в этом?

Ее дочери помогали: одноглазка, двуглазка и триглазка.

Добилась ли мачеха своей цели?

Нет, она осталась ни с чем.

Как вы думаете, какое жизненное правило нам дает эта сказка?

Если ты делаешь кому-нибудь плохо, то это зло к тебе же возвратится.

Сделав худо, не жди добра.