К вопросу обучения дошкольников анализу проблем героев в литературных произведениях в условиях дошкольного образовательного учреждения, страница 5

«Колосок», украинская народная сказка

1. Герой:  Петух

2. Что хотел: проучить мышат

3. Что мешало:  нерешительность, не требовательность.

4. Что сделал, чтобы решить проблему: нашел, позвал, спросил, обмолотил, сказал, смолол, сказал, спросил, замесил, испек, вынул, положил, сел, спрашивал, не дал.

5. Кто или что помог решить проблему: сам справился

6. Какой получился результат: результата добился, мышата поняли, что кто не работает, тот не ест.

7. Совет герою или жизненное правило: лучше поздно, чем никогда. Сильная любовь может испортить.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: доброта, трудолюбие, не требовательность,  приобрел твердость характера.

«Яблоко» В. Сутеев

1. Герой: Заяц

2. Что хотел: хотел съесть яблоко один

3. Что мешало: мешала высота дерева

4. Что сделал, чтобы решить проблему: бежал, увидел, захотел, увидел ворону, крикнул, попросил, поблагодарил, хотел поднять, испугался, закричал, подскочил, спорил, кричал, дрался, лягнул, просил рассудить, рассказал, отвечал, воскликнул, взял, стал довольным.

5. Кто или что помог решить проблему: помогли медведь и ворона

6. Какой получился результат:  яблоко разделили поровну

7. Совет герою или жизненное правило: умей благодарить и делиться с ближним. Долг платежом красен.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: внимательность, жадность, находчивость, драчливость, стал понятливый, уважительный.

«Гуси-лебеди», русская народная сказка

1. Герой: Баба-Яга

2. Что хотел: хотела вернуть Иванушку

3. Что мешало: мешала сестра

4. Что сделал, чтобы решить проблему: увидела, закричала, приказала.

5. Кто или что помог решить проблему: гуси-лебеди

6. Какой получился результат: гуси не отняли мальчика

7. Совет герою или жизненное правило: как поживешь, так и прослывешь. Жизнь дана на добрые дела.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: злость, коварство, жестокость, хитрость, вредность.

«Жихарка», русская народная сказка

1. Герой: Жихарка

2. Что хотел: не хотел лезть в печку

3. Что мешало: лиса

4. Что сделал, чтобы решить проблему: сел, растопырил ручки и ножки, не лез, говорил, слез, толкнул, закрыл заслонкой, побежал, затопал, сказал.

5. Кто или что помог решить проблему: сам справился

6. Какой получился результат: спасся, а лису зажарил.

7. Совет герою или жизненное правило: не будь жадиной. Корень ученья горек, да плод его сладок.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: жадность, домовитость, хозяйственность, находчивость, смелость, хитрость.

«Снегурочка», русская народная сказка

1. Герой: Дед и баба

2. Что хотел: хотели завести внучку

3. Что мешало: не было детей

4. Что сделал, чтобы решить проблему: горевали, смотрели , вышли, скатывали снег, лепили, удивились, обрадовались, повели в дом, не могли наглядеться.

5. Кто или что помог решить проблему: пример ребятишек

6. Какой получился результат:  внучку получили, но потом ее потеряли.

7. Совет герою или жизненное правило:  всему свое место.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: одиночество, заботливость, недальновидность.

«Морозко», русская народная сказка

1. Герой: Старуха

2. Что хотел: извести падчерицу

3. Что мешало: нужна была как работница

4. Что сделал, чтобы решить проблему: бранила, заставляла много работать, придумала, заставила старика, отправила, рассердилась, собрала дочку, велела старику, отправила дочку в лес, увидела,  горевала.

5. Кто или что помог решить проблему: старик

6. Какой получился результат: результата не добилась и потеряла свою дочь.

7. Совет герою или жизненное правило: не рой другому яму, сам в нее попадешь.

8. Какие свойства характера были при решении проблемы: злость, коварство, вредность, бессердечность, завистливость.

Протокол анализа литературного произведения «Яблоко»

с детьми 5 - го года жизни