К вопросу обучения дошкольников анализу проблем героев в литературных произведениях в условиях дошкольного образовательного учреждения, страница 2

·  Педагогу не рекомендуется выбирать «главного героя» на наш взгляд в литературных произведениях достаточно сложно выбрать главных и второстепенных, героев потому что у каждого объекта произведения есть своя функция.

·  При формулировки вопроса по свойствам характера героя необходимо включать имя признака, который хочет выяснить педагог у детей.

Данный подход позволяет детям усвоить алгоритм,  анализа проблемы героя и перевезти алгоритм во внутренней план.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа в рамках проекта помогает детям:

  1. Пережить проблемные  ситуации, возникающие в литературных произведениях,  без ущерба для собственной жизни и судьбы;
  2. Критически мыслить и отстаивать свою позицию;
  3. Обогащает их жизненный опыт умением сопереживать, прислушиваться к  мнению тех, кто их окружает;
  4. Развивает  умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать знания, интегрировать их из различных областей наук.
  5. А для педагогов это направление стало эффективным способом воспитательно-образовательной деятельности.

Анализ программных произведений проводился по возрастным группам.

Чилихина Т.Н.

Картотека анализа проблем в литературных произведений

с младшими дошкольниками

«Колобок»

Проблема деда и бабы: оставили колобка на подоконнике при открытом окне.

Действие: Дед и баба поступили не обдуманно

Результат: Колобок укатился в лес.

«Курочка Ряба» (русская народная сказка) Обр. К.Ушинский

Проблема дедушки и бабушки: как разбить яичко.

«Рукавичка» (украинская народная сказка) Обр. Е. Благининой

Проблема зверей: как сделать так, чтобы всем зверям поместиться в рукавичке.

«Теремок» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова

Проблема зверей: как сделать так, чтобы поселиться в теремке.

«Репка» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова

Проблема деда: как сделать так, чтобы вытянуть репку.

Решение проблемы: собрал команду и добился результата.

«Волк и семеро козлят» (русская народная сказка)Обр. К.Ушинский

Проблема волка: как сделать так, чтобы козлята открыли.

Проблема козы: как сделать так, чтобы уберечь козлят, спасти их.

Проблема козлят: как сделать так, чтобы не впустить волка.

«Маша и медведь» (русская народная сказка)

Проблема Маши: придумать способ как вернуться домой,  уйти к дедушке и бабушке.

Действие: попросила медведя отнести корзину с пирожками дедушке и бабушке.

Проблема медведя: не дать Маше вернуться домой.

Действие медведя: домой не отпускал, выполнил просьбу Маши.

«А что ты умеешь?» (Автор текста В.М.Волотников)

Проблема Тыквенка: найти друга.

Действие: отправился в путь, спас пленников,

Результат: нашел друзей.

Проблема Воробья: помочь Тыквенку.

Действие: предложил свою дружбу.

Результат: стали дружить.

Проблема Волка: съесть зайца, ёжика, белку.

Действие: поймал их и посадил в большую клетку, чтобы потом съесть, а сам лёг спать.

Результат: волк испугался Тыквенка и убежал.

Тыквенок проявил сообразительность по отношению к пленникам. проблема решена - хорошо! Он использовал свои ресурсы и окружения.

Галабурда И.В.,

Прокофьева Н.Ю.,

Картотека анализа литературных произведений

с младшими дошкольниками

«Волк и семеро козлят».

Герой: волк.

Что хотел: съесть козлят.

Что мешало: грубый голос, из-за которого козлята не открывали ему дверь.

Что сделал, чтобы решить проблему: пошел к кузнецу; изменил голос; и стал петь тоненьким голоском.

Кто или что помог решить проблему: кузнец.

Какой получился результат: козлята открыли дверь и волк их съел, но потом погиб.

Совет герою или жизненное правило: добро всегда побеждает зло.

Какие свойства характера были при решении проблемы: хитрость, коварство.

«Заюшкина избушка».

Герой: заяц.

Что хотел: вернуть дом.

Что мешало: лиса не пускала.

Что делал, чтобы решить проблему: просил других помочь выгнать лису.

Кто или что помог решить проблему: петух.

Какой получился результат: выгнал лису и они стали жить вместе.

Совет герою или жизненное правило: не пускай чужих в дом; не будь доверчивым.

Какие свойства характера были при решении проблемы: настойчивость.

«Маша и медведь».

Герой: Машенька.

Что хотела: вернуться домой.

Что мешало: медведь не пускал.