Конспект урока на тему: «Первая русская революция»

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

                                                   Конспект урока.

                                  Тема: «Первая русская революция».

Оборудование урока: учебник: Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2004; запись на доске: таблица «События Первой русской революции 1905 – 1907 гг.»

Тип урока: комбинированный.

Целевая установка урока:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися причин, предпосылок и основных событий  Первой русской революции, явившейся следствием незавершенности модернизации в России.

Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа.

Воспитательная: формировать у учащихся положительное отношение к многопартийности, легальным формам политической борьбы и отрицательное отношение к насильственным средствам достижения целей, подчеркнув преимущества поступательных реформаторских изменений перед резкими революционными. Содействовать тем самым патриотическому воспитанию, а также формированию ответственности и трудолюбия при самостоятельной работе с текстом.

                                                              Ход урока.

Структурные компоненты урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Орг. момент.

Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Первая русская революция». На доске – таблица «События Первой русской революции 1905 – 1907 гг.» (Заполняется в процессе объяснения)

Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь

Проверка домашнего задания.

1)  Расскажите о леворадикальном направлении российских партий рубежа веков. Выделите общие и отличительные черты программных установок эсеров и социал-демократов.

2)  Расскажите о либеральных партиях. В чем их отличия и сходства?

3)  Расскажите о консервативно-монархическом движении.

4)  (вопросы классу) чем объясняется активизация общественных движений на рубеже веков?

5)  В чем особенность формирования партий в России?

ВЫПОЛНИМ НЕБОЛЬШЮ С/Р В ВИДЕ ТЕСТА

Отвечают у доски (3 учащихся).

Отвечают с места (элемент фронтального опроса)

Пишут тест.

Переход к изучению нового материала.

Итак, рассмотрев основные направления общественных движений и идейных течений, мы видим, что небывалого роста и влияния на общественность достигают  партии левого толка, вызвавшие к жизни в совокупности с другими партиями первую русскую революцию. Ее причины, события и итоги мы зафиксируем в таблице, которую  вы будете заполнять по ходу моего объяснения.

Перечерчивают таблицу с доски в тетрадь

Изучение нового материала.

Объяснение причин, событий и итогов революции (см. табл.)

Следуя объяснению учителя, заполняют таблицу.

Закрепление изученного материала

Итак, мы рассмотрели основные этапы революции.

Откройте учебник на стр. 53. ответьте на вопрос №3.

отвечают на поставленный вопрос

Д\З

$ 10 - 13, продолжите самостоятельно заполнять таблицу, ответьте на вопросы после параграфа.

Записывают задание в дневник.

Причины революции.

  1. незавершенность политической и социально-экономической модернизации.
  2. искусственное торможение реформ 1881 – 1904 гг.
  3. обострение в связи с войной конституционного и аграрного вопросов
  4. неразрешенность рабочего и национального вопросов

Характер: буржуазно-демократическая по целям и пролетарская по средствам борьбы.

Этапы революции

События и даты

Итоги

1-й этап: янв. 1905 – осень 1905 гг.

2-й этап: высший подъем революции. Октябрь  – 1-я половина дек. 1905.

3-й этап: спад рев. активности 1906 – нач. 1907 г.

9 янв. Кровавое воскресенье.

10 янв. Забастовки рабочих Москвы, Риги, Польши, Украины, Закавказья.

Весна 1905 г. – мощные стачки рабочих – ок. 600 тыс. чел.

Май – стачка в Иваново-Вознесенске.

Февр. - весна 1905 г. -крестьянские бунты в Курской и Орловской губерниях; аграрное движение в Поволжье, Прибалтике, Украине, Белоруссии, Закавказье, Ср. Азии. Втягивание в революцию студенчества, интеллигенции, армии, флота.

Июнь 1905 г. – восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин – Таврический» ок. Одессы.

Октябрь – волнения солдат в Харькове, Киеве, Варшаве. Восстания матросов в Кронштадте, Севастополе, Владивостоке.

31 июля – 1 авг. 1905 – 1-й учредительный съезд всероссийского крестьянского союза. Требование передачи земли в общую собственность народа.

Сентябрь – массовые антиправительственные выступления и забастовки по всей стране.

7 окт. – начало всеобщей политической стачки. Требования установления демократической власти в стране.

13 окт. – создание Совета рабочих депутатов в Петербурге.

С окт. – 19 дек. Московское восстание. Инициатор – Всеросс. ж/д союз. Требования учредит. собрания, отмены воен. положения, гражд. свобод., 8-час. р/д. втягивание в стачку рабочих др. городов. Перерастание во всеросс. стачку.

Стихийные манифестации и рев. демонстрации, крестьянские восстания, волнения в армии и на флоте

Янв. – февр. 1905 г. – бастуют 810 тыс. рабочих. Экономические и политические требования.

Созд. Совет рабочих уполномоченных. (прообраз будущих советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов)

Захваты и разгромы дворянских имений.

Броненосец вынужден сдаться властям Румынии.

6 авг. 1905 – манифест об учреждении Государственной Думы

17 окт. 1905 г. Манифест Николая II: провозглашение демократических прав и свобод, законодательного х-ра Думы.

Ужесточение политики властей, падение популярности реформаторов в правительстве (апр. 1906 г. – отставка Витте.

Похожие материалы

Информация о работе