Конспект урока на тему: «Народные движения и общественная борьба накануне первой российской революции»

Страницы работы

Содержание работы

                                                   Конспект урока.

 Тема: «Народные движения и общественная борьба накануне первой российской       революции».

Оборудование урока: учебник: Левандовский А.А, Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 2004; карта «Русско-японская война»; запись на доске: таблица «Политически партии в России на рубеже XIX – XX веков».

Тип урока: комбинированный.

Целевая установка урока:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися причин, предпосылок и особенностей возникновения в России политических партий и движений в контексте рассмотрения экономической и политической обстановки в стране на рубеже веков; сформировать представление об основных направлениях программных установок партий; выделить общие и особенные черты. Подчеркнуть высокую роль леворадикального движения в связи с социальной нестабильностью.

Развивающая: Формировать у учащихся навыки устной речи, умение грамотно аргументировать свою точку зрения в процессе проверки устного домашнего задания и при ответах на вопросы в ходе объяснения нового материала. Развивать логическое мышление и умение самостоятельно добывать нужную информацию в тексте параграфа.

Воспитательная: формировать у учащихся положительное отношение к многопартийности, легальным формам политической борьбы, конституционализму. Содействовать тем самым патриотическому воспитанию, а также формированию ответственности и трудолюбия при самостоятельной работе с текстом.

                                                              Ход урока.

Структурные компоненты урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Орг. момент.

Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Запись темы урока на доске «Народные движения и общественная борьба накануне первой российской революции». На доске – таблица «Политически партии в России на рубеже XIX – XX веков». (Заполняется в процессе объяснения)

Приветствуют учителя. Записывают тему в тетрадь

Проверка домашнего задания.

1)  Расскажите об основных направлениях внешней политики России в к. XIX - н.XX вв.

2)  Расскажите (с показом по карте) об основных событиях русско-японской войны.

3) Расскажите об итогах войны и решениях Портсмутского договора. Какое влияние оказала война на положение в стране?

Отвечают у доски (3 учащихся).

Переход к изучению нового материала.

Итак, рассмотрев итоги русско-японской войны, мы видим, что они (в совокупности с экономическим и политическим кризисом) усугубили наметившуюся дестабилизацию и явились прологом к активизации общественной борьбы и возникновению различных социальных движений. По ходу моего объяснения мы будем заполнять таблицу, которая поможет вам при подготовке Д\З.

Перечерчивают таблицу с доски в тетрадь

Изучение нового материала.

В начале XX века революционное брожение охватило все социальные слои России. Выступления оппозиции и народные движения приобретают небывалые масштабы и претерпевают качественные изменения.

Активизируется рабочее движение, усиливается его политический характер.

Приобретают огромные масштабы крестьянские волнения (стихийность, Полтавская и Харьковская губерния)

Консолидируются леворадикальные движения.

Сейчас начинаем совместно с вами заполнять таблицу. Она поможет выявить как отличительные черты программных установок партий 3 основных направлений, так и их особенность по сравнению с движениями предшествующего периода.

Теперь прочитайте самостоятельно раздел параграфа «Идейные течения в интеллигентной среде». В чем сущность «легального марксизма»? назовите его представителей.

Следуя объяснению учителя, заполняют таблицу.

Читают раздел параграфа, отвечают на поставленный вопрос

Закрепление изученного материала

Итак, подведем итоги! В чем, на Ваш взгляд, состоит особенность формирования партий в Росси рубежа веков? (отсутствие демократической традиции – нелегальный х-р; сначала – левые, затем – либеральные)

отвечают на поставленный вопрос

Д\З

$ 7-9, ответьте на вопросы после параграфа.

Записывают задание в дневник.

Похожие материалы

Информация о работе