Венгрия в эпоху дуализма. Кризис системы дуализма в Венгрии, страница 5

Христианско-социальная партия, образовавшаяся в 1891 г., на парламентских выборах этого года получила 13 мест. Большое значение имело и выступление в том же году папы Льва XIII с социальной энцикликой "Рерум новарум", содержащей основные идеи Фогельзанга, что придало движению новый идейный импульс. Съезд 1895 г. принял программу партии, одобренную Львом XIII. ХСП объявлялась "непримиримым врагом несправедливой эксплуатации и угнетения труда" и выступала за "мирное сотрудничество всех честных рабочих сословий без исключения". Еще в 1892 г. были основаны христианско-социальные рабочие кружки, возникли христианские профсоюзы. Это движение было довольно широким, оно охватывало в 1904 г. примерно пятую часть рабочих. Социальные христиане часто противопоставляли себя социал-демократии в качестве выразителей "общенародных интересов". Однако программные расхождения не мешали рабочим выступать вместе по конкретным вопросам.

Тем не менее ХСП оставалась организацией по преимуществу ремесленников и мелкой буржуазии, составлявших основной корпус избирателей и обеспечивавших партии победы на парламентских и муниципальных выборах. После введения в 1907 г. всеобщего избирательного права (для мужчин) с социальными христианами объединилась созданная в 70-е годы XIX в. Консервативная католическая народная партия, представлявшая интересы средней буржуазии и опасавшаяся в связи с приходом на избирательные участки рабочих потерять свои места в парламенте. В 1907 г. партия провела свой первый общеимперский съезд и приняла новую программу. В ней ХСП характеризовалась как "народная, имперская, немецкая и христианская" партия. В национальном вопросе социальные христиане занимали откровенно антивенгерские и антисемитские позиции. Отвергая австро-венгерский дуализм, они выдвигали идею федерализма так называемых Соединенных Штатов Австрии под руководством Габсбургов. Программные установки и практическая деятельность партии оказались привлекательными для достаточно широких социальных слоев, и ко второму десятилетию XX в. ХСП стала главной партией австрийской буржуазии.

Другой крупнейшей и влиятельнейшей партией Австрии была социал-демократическая. Организованное рабочее социалистическое движение возникло здесь в начале либеральной эры, когда появились рабочие просветительные общества. В их руководстве вскоре победили сторонники лассальянской теории "государственной помощи" в противовес сторонникам "самопомощи" в духе Шульце-Делича. С апреля 1869 г. начала выходить еженедельная газета рабочих обществ "Volksstimme". Руководители австрийского рабочего движения установили связи с Международным товариществом рабочих (I Интернационал).

Наряду с количественным ростом рабочего движения внутри его происходили сложные процессы дифференциации, сопровождавшиеся серьезными кризисами. Помимо разногласии между его лидерами - Генрихом Обервиндером, выступавшим за объединение с германской социал-демократией, и Андреасом Шойем, обвинявшим Обервиндера в немецком национализме, перед рождающейся социал-демократией со всей остротой встал роковой для Австро-Венгрии национальный вопрос. Осложнившееся после кризиса 1873 г. положение рабочих привело к еще большему обострению всех противоречий и к углублению разногласий между умеренными и радикалами, к спорам между сторонниками Лассаля и Маркса. Все больше последователей завоевывали и анархисты с их пропагандой прямого революционного действия и насильственного свержения существующего порядка. Умеренные же стремились к улучшению положения рабочего класса путем постепенных реформ.

Попытка восстановить единство рабочего движения была предпринята на конференции 1874 г. в Нойдёрфле, где движение конституировалось в партию. Здесь была принята резолюция Шоя о создании интернациональной партии. В программе сохранялось лассальянское положение о производственных товариществах. Однако, несмотря на организационное оформление, расширению влияния партии мешали как преследования властей, так и сохранявшиеся внутренние разногласия.