Венгрия в эпоху дуализма. Кризис системы дуализма в Венгрии, страница 3

Вместе с тем не следует забывать, что под знаком либерализма в Австрии происходил поворот к современному государству и индустриальному обществу, утверждались конституционная система и принципы самоуправления, развивались наука и искусство, создавалась высокопрофессиональная и влиятельная пресса. Основы дальнейшей модернизации были заложены именно в этот период.

Пришедшее к власти в 1879 г. правительство под руководством личного друга императора Эдуарда Тааффе смогло создать в рейхсрате коалицию центра и правых, ядро которой - так называемое "железное кольцо" - составляли католики-консерваторы, поляки и старочехи. При этом глава правительства действовал достаточно гибко и оставлял либералам возможности для сотрудничества. Такая тактика позволила этому кабинету министров продержаться у власти 14 лет.

Основой правительственной программы стали понятия примирение и согласие. Тааффе заявлял в рейхсрате, что Австрия не может быть ни немецкой, ни славянской страной, она должна быть австрийской. Цели - привлечения на свою сторону славянских народов - предполагалось достичь более компромиссным путем, нежели при правительстве Гогенварта. Такими постепенными шагами стали распоряжения о языке 1880 г., вводившие в судопроизводстве чешских земель наряду с немецким и чешский язык, а также разделение Пражского университета на чешский и немецкий (1882 г.). Однако и эти паллиативные меры вызывали сопротивление австрийских немцев, особенно жителей Чехии.

Каждое австрийское правительство сталкивалось со сложнейшей проблемой -необходимостью проводить свою политику, лавируя между различными социальными силами и национальными движениями, внутри которых тоже не было единства. Так, проведенные Тааффе в, январе 1890 г. немецко-чешские переговоры завершились принятием так называемых "пунктаций" относительно создания в земских органах двух секций - чешской и немецкой. Пунктаций отменяли обязательное знание чиновниками чешского языка в немецких округах (т.е. в тех округах чешских земель, где жило преимущественно немецкое население), но оставили в силе обязательное знание немецкого языка в чешских округах, Старочехи приняли пунктаций, однако более радикальные младочехи, чье влияние все более возрастало, отказались их признать. Не изменилась и позиция немцев. В результате этот проект был провален.

Споры относительно прав национальностей и признания равноправия их языков, нашедшие самое острое выражение в немецко-чешских конфликтах в Богемии, происходили и в других землях империи. Таково, например, противостояние немцев и словенцев в Южной Штирии, Каринтии и Крайне, немецко-итальянские противоречия в Южном Тироле, польско-русинские в Галиции и т.д. Национальные проблемы перекрещивались с социальными и, в свою очередь, еще более обостряли их.

Правительство Тааффе уделяло социальным вопросам значительно большее внимание, чем его предшественники-либералы. Кризис 1873 г., приведший к росту политического радикализма и социальной активности трудящихся масс, поставил на повестку дня необходимость сильной социальной политики. Были осуществлены реформы в области трудового законодательства: установлен максимальный рабочий день для взрослых и подростков, введены обязательный воскресный отдых, социальное страхование по болезни и от несчастных случаев, создана система инспекторов по охране труда.

Параллельно происходило и расширение политических прав. Большое значение имело снижение в 1882 г. имущественного ценза для имеющих право голоса с 10 до 5 гульденов ежегодного налога, что существенно увеличило число избирателей, в основном за счет ремесленников, мелких торговцев и крестьян. Эти социальные слои представляли благодатную почву для роста национализма. Выход их на политическую арену серьезно изменил расстановку сил в стране.